Крутите страницу дальше

2018-02-01_Отголоски.- М. Хорошевская, А. Харитонов. Заполярная правда

Отголоски

 

В рамках творческой лаборатории «Полярка» в норильском театре драмы прошел показ художественного фильма «1944», снятого в 2015 году эстонским режиссером Элмо Нюганеном. Фильм вызвал неоднозначную реакцию у норильчан: кто–то согласился со взглядом режиссера на реалии Второй мировой войны, кто–то был категорически против.

В фильме рассказывается о боях, которые проходили в Эстонии в местечке Синимяэ, где сейчас пролегает русско–эстонская граница. Это военная драма, в которой события 1941–1945 годов поданы, мягко говоря, нетрадиционно. Война показана глазами враждующих сторон: первая часть картины повествует о судьбе юноши, который сражался в немецкой армии (20–й эстонской дивизии Waffen–SS), вторая — о бойце 8–го стрелкового полка Красной армии. Оба они — эстонцы.

Почему выбран указанный временной промежуток, в принципе, понятно: в 1944–м Эстония стала частью Советского Союза, и многие до сих пор считают, что из–за СССР Эстония потеряла независимость. А вот почему в наш город привезли именно этот фильм, для части зрителей осталось загадкой.

«Зачем нам это показали?» — возмущалась публика, недоумевая по поводу неоднозначности заявленной темы картины. И тут стоит задать вопрос: а был ли наш зритель готов к увиденному? Кто–то сейчас ругает театр, кто–то — аплодирует стоя. Мнений, как всегда, столько же, сколько людей. И вот некоторые из них.

Наталья, зритель:

— У меня много претензий по поводу показа фильма «1944» в Норильске и в моей стране вообще. Исторические реалии в нем, на мой взгляд, сильно искажены. Как мне показалось, даже советские марши стилизованы под немецкие — на каком основании? Что это за режиссерский ход? А что такое «атака Красной армии в четыре утра», об этом идет речь в кино... На кого мы нападали, простите?

Мне говорили, что этот фильм — про жизнь простых людей. В анонсе писали о том, что кино посвящается жертвам, отдавшим свои жизни в борьбе за свободу. Почему не за Родину? Когда мы спросили об этом режиссера, он ответил, что только в России ему задают такой вопрос.

Поймите, я пришла в храм искусства прикоснуться к прекрасному, к культуре, но у меня такое чувство, что меня обманули, что я попала на сеанс национальной пропаганды. Получается, я ее из своего же кошелька оплатила и своими же слезами запила... Но подростки, которых тоже пришло немало, им–то что в голову вкладывают? Думаю, путаница в мозгах из–за «разных прочтений» этой войны точно не идет на пользу юному поколению.

Эстонец, воюющий за Красную армию, говорит, что попал в ее ряды случайно. Точно ли фильм, где с такой нарочитой легкостью и небрежностью поданы факты, должны продвигать на таких показах? Не уверена. Ведь он коверкает историю по сути своей. Моя мама пережила блокаду, и в моей крови живет ощущение пережитой нашим народом трагедии. У эстонцев, безусловно, тоже была своя трагедия, но герои фильма говорят: «Адольф подвел нас, проиграл русским». Значит, у нас все же разные трагедии...

В общем, я шла на фильм о свободе, а получила «кривое зеркало», которое может понравиться лишь тогда, когда плохо учат историю либо когда ее плохо преподают. Очень разочарована, если не сказать возмущена.

Вот что говорит о своем детище автор фильма, получившего вторую премию на российском «Киношоке» и выдвинутого на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Элмо Нюганен:

— Все мы, жители балтийского региона, хорошо понимаем специфику того исторического момента, во многом связанную с нашим геополитическим положением. Это картина о том, в какой сложной ситуации оказалась наша страна, ведь многие эстонцы были призваны в РККА, а другие служили в Вермахте.

Линия фронта прошла через семьи, и нет семьи, которую бы это не затронуло. Столько таких историй я знаю... Ну, допустим, праздник какой–то, дедушки с той и другой стороны приняли по сто граммов, и понеслось: ты был в немецкой армии, а ты в Красной... До сих пор прошлое болит.

Мнение драматурга Мариюса Ивашкявичуса (Литва), высказанное им на обсуждении спектакля «Вятлаг»:

— Каждая тема должна быть проговорена для того, чтобы все мы сумели очиститься и как–то продолжать жить. До сих пор есть могилы, на которых нет обозначений, но ведь так не должно быть. Пока жертвы пребывают в забвении, мы не сможем двигаться вперед. Все наше прошлое, все, что происходило с нашими народами в нашей непростой истории, нам надо переварить. Обиды — в прошлом. Нам самим надо стать честными перед своими жертвами. А вообще, палачами быть намного труднее.

Анна, зритель:

— Тяжкое бремя и непосильная ноша легла на население страны в войну. Мы все, населявшие ее в то время, — разные, хоть и оказались на одной территории. Жители прибалтийских республик сами сделали свой выбор, ведь от них зависела дальнейшая судьба их любимой Родины. Именно с таким судьбоносным решением сталкиваются и главные герои фильма. Да, они стали частью СССР не совсем по своей воле, но таковы были реалии эпохи. И правду об этом мы должны знать, в том числе благодаря таким показам.

 

Марина Хорошевская

Фото Александра Харитонова