Крутите страницу дальше

2018-07-26_"И Пушкин был с нами".- В. Вачаева, фото А. Харитонова. Заполярный вестник

“И Пушкин был с нами”

ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Известный актер театра и кино, режиссер и продюсер Владимир СКВОРЦОВ под занавес 77-го творческого сезона поставил в Норильской драме “Пиковую даму” Пушкина и сыграл в спектакле роль картежника Чекалинского.

Сегодня не многие из норильчан знают, что первый раз могли видеть Владимира Скворцова на норильской сцене 15 лет назад во время гастролей спектаклей – лауреатов и номинантов “Золотой маски”. В “Облом off” Михаила Угарова 33-летний артист играл Илью Ильича.
За эту роль Владимир Скворцов получил свои первые театральные награды. В Центре драматургии и режиссуры под руководством Казанцева и Рощина артист театра Et Cetera дебютировал как режиссер. Его постановка “Скользящая Люче” в 2005-м была названа лучшим спектаклем месяца и получила премию зрительских симпатий на фестивале “Новая драма”. В 2016-м заслуженный артист России Владимир Скворцов привез в северный город моноспектакль по Шекспиру и, получив приглашение ставить для Норильской драмы, согласился.
Перечитайте повесть
– Почему успешный актер вдруг занялся режиссурой? Ответ простой: мне хочется развиваться дальше.
Первый приезд в Норильск мне запомнился довольно странным приемом спектакля, где я играл главную роль. Пятнадцать лет назад зрители еще не привыкли к современному театру без обилия декораций.
Похоже, что угаровский “Облом off”, взорвавший “Золотую маску”, оставил норильчан равнодушными, впрочем, как и более поздняя постановка Владимира Гурфинкеля в нашем театре с Сергеем Игольниковым в главной роли…
По словам Владимира Скворцова, он долго выбирал пьесу для нашего театра и остановился на “Пиковой даме”:
– Если бы у меня не было своего видения, я бы не взялся за постановку. Делать историю про деньги и Германна, пагубная страсть которого доводит бедную девушку до самоубийства, как в опере Чайковского? Мне это не подходит. И потому, что это ставили уже 85 раз, и потому, что на данном этапе мне это просто неинтересно. Что я буду заниматься иллюстрацией? Хотите – прочитайте “Пиковую даму”, написанную Пушкиным. Зачем мне это еще раз пересказывать? Кстати, хорошо, если и после моего спектакля кто-то найдет полчаса и перечтет повесть. 
Пушкин 185 лет назад писал романтическую сказку, такой готический хоррор про преступление и наказание. Эта тема прослеживалась во многих произведениях того времени, да и сегодняшнего. Но меня не устраивает просто тема преступления и наказания, так как она слишком понятна. Любой проступок требует какого-то возмездия. Мне интересно здесь даже не столь мистическая составляющая, хотя я вообще люблю всякие страшные истории и сказки, а тема нашей ответственности за свои сиюминутные поступки. Мы можем совершить какую-то глупость, не зная, что это  повлечет какие-то глобальные изменения. 
Не о картах
– От Пушкина, конечно, никуда не уйти, поэтому в истории сохранилось огромное влияние графини и вообще прошлого на настоящее. Все зарождается в прошлом, в том числе и мужское предательство…
В финале у Пушкина Лизавета Ивановна “вышла замуж за очень любезного молодого человека. Он где-то служит и имеет порядочное состояние. Он сын бывшего управителя у старой графини. У Лизаветы Ивановны воспитывается бедная родственница…” 
То есть Лиза становится графиней, а если прослеживать судьбу самой графини, то мы видим, что в свое время ее не поддержал муж… Она была молода, азартна, имела колоссальный успех в высшем обществе. Проиграв в очередной раз крупную сумму денег, графиня потребовала от мужа, чтобы тот оплатил долг. Муж в этот раз был непреклонен и денег не дал… Он поступил как нормальный здравомыслящий мужик, но не как любящий мужчина. Фактически это предательство – локальное, но предательство – развязало красавице-графине руки, и она пошла просить деньги у Сен-Жермена, который ей помог. С радостью. Реально существовавший граф якобы открыл ей секрет трех выигрышных карт… 
Зная Александра Сергеевича, я допускаю, что никаких карт не было… Просто Сен-Жермен дал ей денег за определенные услуги… Естественно, об этом она не могла сказать. Потом она просто отыгралась – дело случая! Если бы муж тогда поступил иначе, наверное, не было бы всей этой истории. Графиня перед смертью говорит: “Это шутка была. Шутка!” Это дает мне право верить ей абсолютно: перед смертью человек говорит правду. 
Для меня “Пиковая дама” не о картах, а о зове, о том, что нас ведет судьба, рок, предопределенность… 
Графиня и еще графиня
В сценической версии Владимира Скворцова – две графини. Старуху играет Роман Лесик, а Анну Федотовну Томскую в юности – Юлия Новикова. 
Роману Лесику не впервые достается играть женщин. Он рассказал, что его первой студенческой ролью была цыганка, оказавшаяся шпионкой. Так что к женскому платью актеру не привыкать. Главной своей задачей в роли старой графини актер считает создание образа, вызывающего и страх, и смех:
– Такой театр в театре…
Образ – видение, придуманный Владимиром Скворцовым, актрисе Юлии Новиковой помог воплотить еще один режиссер – по пластике. Константин Мишин, по его словам, развил и усложнил хореографию в стиле, предложенном постановщиком. В результате в спектакле драматическая актриса Юлия Новикова демонстрирует чудеса пластики и создает образ, вызывающий восхищение…
Режиссер, для которого главное, чтобы артисты были его соавторами, вводил актеров в спектакль постепенно. 
– По стечению обстоятельств у меня было мало времени на этот спектакль. За месяц я должен был поговорить с артистами, попробовать их, найти команду и из этой команды выделить, не ошибившись, артистов, которые будут работать дальше. 
Романа Лесика на роль старой графини Скворцову предложила Анна Бабанова.
– Посмотрев Рому, я понял, что это артист с какими-то гигантскими перспективами и тот, кто мне нужен. 
Не люблю артистов, которые просто выполняют команды. Мне нужны соавторы, которые понимают, что они делают, произносимый ими текст должен быть оправдан и в подкорке усвоен: почему я говорю так, а не иначе.
Найти в себе
В самом начале работы над спектаклем Владимир Скворцов сообщил корреспонденту “ЗВ”, что главная героиня у него – бедная родственница графини Лизавета Ивановна:
– Роли Лизы и Германна сложны и интересны одновременно тем, что это роли на восприятие. Для артистов это игра на уровне харизмы. Герой – это ты, и режиссер не может ничего особенного предложить артисту. Все они сами должны найти в себе.  
С Евгенией Камбалиной режиссер определился сразу. Для актрисы, работающей первый сезон в Норильском Заполярном, Лизавета Ивановна стала первой главной ролью.
– Я всегда считала “Пиковую даму” историей Германна, его сумасшедшей страсти к игре, но режиссер сказал, что ставит спектакль про Лизу. В итоге получилось как у Пушкина: и про Германна, и про Лизу, и про графиню. К тому же все истории благодаря детским образам закольцованы, и понятно, почему герои именно такие.
Актриса призналась, что ей очень понравилось работать со Скворцовым:
– Он такой харизматичный, с чувством юмора. Сразу расположил нас к себе. Мне кажется, что постановка получилась очень красивой. Актерская команда в спектакле небольшая, но работоспособная. Первый раз работаю в паре с Сашей Носыревым, и мне очень нравится это партнерство. Выяснилось, что мы с ним даже родились в один день и во многом похожи.
Александр Носырев роль Германна, до поры обуздывавшего свои порывы, получил не сразу, но после знакомства привлек режиссера энергией, желанием работать. Актер считает, что ему очень повезло:
– Было интересно и необычно. После прочтения повести у меня сложилась одна картинка, сейчас она видоизменилась, так как режиссер предлагает историю, рассказанную не только по-другому, но и о другом. По крайней мере, по линии моего персонажа. А еще у Германна и Лизаветы Ивановны в нашей сценической версии появились их детские образы, воплощенные Ваней Хатниковым и Сашей Трофимовой.  
Без вольностей
В норильской “Пиковой даме” по замыслу режиссера важная роль отводится челяди в доме графини.
– Варвара Бабаянц и Галина Савина играют женщин, самых поворотных в смысле сюжетных ходов, на которых лежит большая текстовая нагрузка, – поясняет Владимир Скворцов. – Есть в этих персонажах какой-то сказочный дух. По большому счету Пушкин написал страшную поучительную сказку.
В спектакле нет видеопроекций. Режиссеру было гораздо интереснее рассказать историю игрой артистов, декорациями, костюмами, светом, звуком:
– Большая литература, большая сцена обязывают сделать спектакль большого стиля и смешения жанров, как я люблю. В романтически-готический хоррор мне захотелось добавить мелодрамы.
Как режиссер трактующий, отчасти я пишу свою историю, отталкиваясь от произведения. Мне кажется, что делать трактовки классических произведений интересно тем, что мы знаем ход истории и можно предложить некий режиссерский допуск. Это позволяет сразу войти в диалог со зрителем, который либо принимает мою сторону, либо не принимает. Хотя Александр Сергеевич был балагуром и относился ко всему с юмором, “Пиковая дама” не располагает меня к особенно вольной трактовке.
Плюс команда 
Владимир Скворцов не относится к премьере как к итогу. Он приедет в Норильск в октябре, чтобы откорректировать постановку и выйти на сцену в роли второстепенного персонажа по фамилии Чекалинский, того самого, что провел свой век за картами и сообщил “обдернувшемуся” Германну, что его “дама убита”. Но приедет уже один, без своей слаженной и, без преувеличения, звездной команды.  
– Без помощников за месяц я бы не осилил постановку. Поэтому мне на помощь пришел мой друг Константин Мишин, ученик Анатолия Васильева. Мы с ним делали “Орфея” Кокто в Et Cetera, “Кротких” по Достоевскому для “СкворцовТеатра”. У Кости всегда очень интересный взгляд на истории.
У нас вообще замечательная команда, в которой каждый занимается своим делом. Я рассказываю замысел, а коллеги генерируют идеи, которые мы вместе претворяем на сцене. 
“Золотомасочник” Сергей Скорнецкий – потрясающий художник по свету. 
Сценограф – народный художник России, лауреат Государственной премии Маша Рыбасова. С кем она только не работала! Мы познакомились на володинской “Старшей сестре”, которую я делал в театре Калягина. С этого времени я работаю только с ней. “Пиковая дама” – наша пятая большая постановка. 
Художник по костюму Ольга Резниченко тоже “золотомасочница”. С ней, как и с Сергеем Скорнецким, мы работаем во второй раз. Первая наша постановка – спектакль “Мы, нижеподписавшиеся” Гельмана в Нижнем Тагиле. Кстати, в прошлом году спектакль получил приз как лучший проект года в областном конкурсе в Екатеринбурге.
Все неспроста
В Норильске гость впервые узнал, что такое полярный день:
– Мне кажется, что Норильск никогда не спит. Я был на Валдае, в Санкт-Петербурге, когда там стояли белые ночи, но полярный день – это другое. Я иду в час ночи в очках от солнца. Это потрясающее ощущение. А спать и хочется, и не получается. Мне кажется, что состояние бессонницы дало какой-то правильный тон постановке, и неспроста нам досталось для работы это время.
В день премьеры Владимир Скворцов написал на своей страничке в “Фейсбуке”:
– Премьера “Пиковой дамы” в Норильске состоялась!
Можно было бы написать “вопреки всему”, но это не те слова. За 39 дней, что мы были вместе, от знакомства с артистами, первых робких проб, до сегодняшнего дня, когда огромный зал аплодировал не отпуская, мы все прошли огромный путь. Он не был сложен: для меня полное погружение в материал – великое дело. И наш ребенок прекрасен. 
Я хочу сказать всем огромное спасибо: моей команде, моим артистам и всему Норильскому драматическому театру – за то, что вы бросились вместе со мной в этот глубокий омут, за то, что вы поверили и не сомневались. И безусловно, великий Пушкин был с нами! Я поздравляю всех нас, прекрасных и молодых, и приглашаю зрителей в Норильск (а куда пока еще?) уже в октябре. С премьерой! Ура!

 

26 июля 2018 года, 14:52

Текст: Валентина ВАЧАЕВА