Крутите страницу дальше

2018-08-02_На пути к Гиперборее.- В. Вачаева, фото Н. Щипко. Заполярный вестник

На пути к “Гиперборее”

ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Перед двухмесячной театральной паузой главный режиссер Норильской драмы Анна Бабанова подвела итог сезона с двумя семерками и рассказала о планах на новый, 78-й.

На традиционном сборе труппы в конце ноября прошлого года Анна Бабанова высказала пожелание сделать театр площадкой, объединяющей город. И театр в прямом смысле пошел в народ: впервые за много лет Норильский Заполярный принял участие в праздничном карнавальном шествии в День города, чем его чрезвычайно украсил. В здании на Ленинском, 34, “салютовали” Франции и Италии, устраивали благотворительные акции, квартирники, провели шестую лабораторию современной драматургии и многое другое. 
 
“Не боимся сильных”
Сезон с двумя семерками открыли 1 декабря “Норильские анекдоты” по пьесе Владимира Зуева в постановке Анны Бабановой, и вскоре последовала новогодняя сказка Тимура Файрузова “Рикки-Тикки-Тави” Киплинга. На краевой “Театральной весне” спектакль Файрузова был назван лучшим среди постановок для детей и подростков, а “Норильские анекдоты” отмечены специальным призом жюри “За яркий портрет родного города”. В этой же постановке заслуженная артистка России Нина Валенская получила награду за роль второго плана. 
Кроме “Театральной весны” Норильский Заполярный принял участие и в межрегиональном конкурсе-фестивале “Ново-Сибирский транзит”, попасть на который уже считается наградой. В Новосибирск летал спектакль Анны Бабановой “Жди меня…”.
Главный режиссер считает, что 77-й творческий сезон с его девятью премьерами был очень напряженным:
– Обычно, чтобы не задохнулись цеха, мы выпускаем две премьеры на большой сцене. В этом – три. Набоковскую “Камеру обскура” поставил по своему эскизу питерский режиссер Георгий Цнобиладзе. В мае я выпустила шварцевского “Дракона”. Сезон закрыла, как и было обещано, пушкинская “Пиковая дама” в постановке актера и режиссера из Москвы Владимира Скворцова, который сыграл в спектакле роль игрока Чекалинского. Этим спектаклем мы откроем новый, 78-й сезон.
По словам Анны Бабановой, Норильский Заполярный не боится приглашать на постановки сильных режиссеров:
– Мы хотим видеть, как работают другие, хотим учиться. Владимир Скворцов сделал свою “Пиковую даму” хорошим театральным языком. У него была очень сильная команда. Я хотела бы поставить свой следующий спектакль с режиссером по пластике Константином Мишиным, с которым познакомилась на “Пиковой даме”. К сожалению, уехали из Норильска главный художник театра Фемистокл Атмадзас и художник по костюму Ольга Атмадзас, поэтому я планирую пригласить на свою постановку и Ольгу Резниченко, работавшую с Владимиром Скворцовым. 
 
Два мира на выбор
– Когда у театра появится новый главный художник?
– Время покажет. Мы будем продолжать сотрудничество с Атмадзасами и уже делаем с Фемистоклом очередной проект для малой сцены. Спектакль “Гиперборея. Плато Путорана” будет показан в ноябре на этническом фестивале “Большой Аргиш”.
Кстати, Фемистокл Атмадзас будет работать и над новой постановкой Петра Шерешевского, который прилетит в Норильск уже в начале сезона.
– Помнится, что была обещана “Анфиса” Леонида Андреева. Будем надеяться на еще одну номинацию на “Золотую маску”. Как минимум. А что это за проект для малой сцены?
– Это путешествие – во всех смыслах этого слова. Путешествие на плато Путорана, где человек ищет вдохновение и энергию, потерянные в городе. Есть легенда, что в давние времена существовала на Земле страна Гиперборея, что была она великой и могущественной и населял ее народ богатый и счастливый… Рабочее название нашей  истории – “Гиперборея. Плато Путорана”. Мы хотим помочь всем норильчанам попасть в это загадочное место с помощью VR-технологии.
Над проектом уже работает композитор Андрей Федоськин, который подбирает этномузыку. Завершил натурные съемки на Ламе Максим Трофимов, еще один участник проекта. В создании виртуальной реальности нам помогает норильский клуб “Сфера”.
У зрителя в зале будет возможность выбора одного из двух миров: из реального с помощью специальных очков он сможет погружаться в виртуальный.
Есть договоренность на участие в спектакле непрофессионального актера, но профессионального краеведа Станислава Стрючкова.
Над пьесой работает екатеринбургский драматург Владимир Зуев. После “Жди меня…” и “Норильских анекдотов” это будет его третья работа с нашим театром. 
 
Вернуться к “Параллелям”
– Что из прошедшего сезона вам запомнилось больше всего?
– Мне кажется, что очень удачной была шестая “Полярка”. Во-первых, мы отчасти расширили рамки лаборатории, пригласив в Норильск художника Дамира Муратова с его выставкой “Антиутопия”. Во-вторых, гости были необыкновенные. Рада, что в репертуаре остался спектакль одного из них – “Безумец”, поставленный режиссером из Латвии Гиртсом Эцисом по эстонской пьесе. Это в-третьих. Сейчас мы обдумываем программу очередной, седьмой лаборатории. Вообще, хочется расширить рамки “Полярки” и вернуться к “Параллелям”.
– Тем более что организатор двух фестивалей северных городов мира в Норильске Екатерина Гаева в этом году поставила в нашем театре уникальный бэби-спектакль “Подсолнечный ветер”.
– Получилась прекрасная история для самых маленьких, от полугода до трех лет. Мы давно о ней мечтали.
И если продолжать тему самого-самого в сезоне, то для меня событием стала встреча и последующая работа с коллективом жестовой песни. Мы познакомились на “Полярке” на мастер-классе Бориса Павловича, и я вспомнила о них, когда стала работать над шварцевским “Драконом”. Замечательные ребята! 
– Организатор арт-фестивалей Ольга Никифорова говорила о том, что на ежегодный фестиваль в Хорватии, в Дубровники, приглашен театр из Норильска с вашей постановкой “Человек из Подольска” по пьесе Данилова. Вы едете?
– Приглашение получил и “Дядя Ваня” Петра Шерешевского, но, к сожалению,  мы не укладываемся в сроки. 4 августа надо быть на месте… Так что в Дубровники мы дважды не поехали.
– Из нового в следующем сезоне зрителей Норильской драмы  ожидают: “Гиперборея…”, спектакль в постановке Петра Шерешевского. Возможно, это будет “Анфиса” Леонида Андреева. Что еще в планах?
– Возможно, это будет очень хорошая современная пьеса французского автора, с которым сейчас ведутся переговоры.
– Но в прошлом году уже была постановка по пьесе французского автора. Правда, Эжену Лабишу в этом году исполнилось бы 130 лет…
– “Убийство на улице Лурсин” не пользуется зрительским спросом, но эта пьеса, повторюсь, современного автора… 
 
За вклад в развитие города
– В “Пиковой даме” Скворцова роль Лизаветы Ивановны очень удачно сыграла Евгения Камбалина, пополнившая труппу в начале сезона. Ждете ли вы актерское пополнение в следующем сезоне?
– Приедут четыре человека. Всех представим на сборе труппы. Могу сказать, что есть среди них заслуженный артист России и одна актриса. К сожалению, уезжают из Норильска не только Фемистокл и Ольга Атмадзасы, но и Олег Корныльев с Полиной Беляниной.
– Гамлет и Офелия… 
– “Гамлет” ставился специально на Олега, и ввести на его роль другого артиста сложно. Посмотрим, что можно будет сделать. Из-за отъезда Полины, вероятно, уйдет из репертуара и “Камера обскура”.
– Конечно, очень жаль… Но в театре много примеров многолетнего добросовестного труда, за что в этом году были отмечены три человека из Норильского Заполярного. 
 
Напомним зрителям и читателям “ЗВ”, что это очередной режиссер Тимур Файрузов, работающий в театре с 2000 года и начинавший как актер. Он получил знак отличия “За профессиональное мастерство”. 
За многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм благодарностью была отмечена артистка Галина Савина, приглашенная в театр из Екатеринбурга в 2006 году. Без этой актрисы не обходится ни один спектакль, с ней любят работать как свои, так и приглашенные режиссеры.
И наконец – за вклад театра в развитие города юбилейной медалью “65 лет городу Норильску” награждена директор театра Светлана Гергарт.

 

2 августа 2018 года, 15:54

Фото: Николай ЩИПКО

Текст: Валентина ВАЧАЕВА