Крутите страницу дальше

2018-12-13_Не хочет ли барин жениться?-М. Хорошевская, фото А. Харитонова. Заполярная правда

Не хочет ли барин жениться?

Еще раз о недавней премьере — не отпускает... «Женитьба», поставленная по пьесе Гоголя, у питерского режиссера Петра Шерешевского получилась печальной. Вот вроде бы смеешься все полтора часа без антракта, а в конце охота завыть.

Режиссер из Санкт–Петербурга снова берет за основу классическое произведение из позапрошлого века и пускается в непростой путь, размышляя о чувствах и мотивациях современного человека, заглядывая в наше сегодняшнее нутро и задаваясь вопросами: кто мы такие, как и зачем живем, почему зачастую так несчастны, разбиты, безутешно одиноки?

Вот если бы

По сюжету главная героиня повести — Агафья Тихоновна (ее играет Юлия Новикова) — ищет с помощью свахи Феклы Ивановны (Нина Валенская) достойного жениха. Основными претендентами на руку и сердце завидной невесты становятся экзекутор Яичница (Степан Мамойкин), надворный советник Подколесин (Павел Авдеев), моряк Жевакин (Сергей Дербенцев) и офицер Анучкин (Сергей Даданов).

У Агафьи Тихоновны вполне себе высокие требования к будущему избраннику, ведь она не кто–нибудь, а дочка купца третьей гильдии, так что муж непременно должен быть дворянином. Но вот незадача. Она никак не может решить, какого жениха ей выбрать: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...», и готова уже бросить жребий.

Тут появляется некто шустрый Кочкарев (Денин Ганин) и настойчиво пытается женить своего друга Подколесина. Подколесин — человек, который все откладывает на потом, этакий Обломов. Его все время надо пинать, так как он в принципе не знает, что лучше: оставаться холостяком или жениться; он, лежа, созерцает жизнь, размышляет о ее значении. Сама мысль о неизбежной женитьбе держит его в напряжении, оттого герой все время старается убежать, закрыться, остаться один на один с самим собой, ведь последнее так понятно, так в сущности приятно и нехлопотно. В общем, «ему и так хорошо», безо всяких невест.

Женихи показывают, кто во что горазд, пыжатся, сокрушаются от неудач, ищут в невесте изъяны: «нос, кажется, длинноват». Завязываются интриги, смешные диалоги. В момент свидания Агафьи и Подколесина их беседа о приятностях катания в лодке и близости хорошего лета практически ничем не заканчивается. Равно как и само сватовство: Подколесин не готов к тому, чтобы связать себя узами брака, поэтому попытки его нагловатого дружка–интригана помочь приятелю сводятся практически на нет.

Если пьеса у Гоголя показывает фальшь и лицемерие представителей данного сословия, искусственность жизни и отношение «маленького человека» к браку, то Шерешевский, шагая в «сегодня», пробует ответить на вопрос: а что, собственно, изменилось? Какое значение имеет внутренний мир человека, много ли нынче счастливых людей, как строится и на чем держится брак?

Новое прочтение

«Женитьба» считается пьесой загадочной, и оттого трактуют ее по–разному. В новом прочтении «Женитьбы» персонажи ходят с гаджетами, живут в квартирах в стиле хай–тек, поют песни Киркорова и «Старика Козлодоева» из фильма «Асса». Герои спектакля задаются вопросами быта и бытия, за ответами он обращается к поисковой системе со словами: «О,кей, Гоголь!», и беспристрастный голос на простые вопросы типа «Зачем барину сюртук?», ничтоже сумняшеся, отвечает: «Для расширения кругозора».

Действие автор переносит то в квартиру с больничными белыми декорациями, от которых веет холодом, то в телевизионную студию, то в купе поезда, то снова в квартиру. По аналогии с «Иронией судьбы» выясняется, что все мы живем в одинаковых интерьерах, с одинаковыми холодильниками и кроватями. Сваха тут тоже далеко не гоголевская, ведь конкурс среди женихов, который она проводит вместе с теткой Агафьи (ее играет Марина Журило), превращается в телешоу. Так сватовство становится точь–в–точь похожим на передачу «Давай поженимся».

Но все это — только форма, инструментарий. Содержание, смыслы и блестящий гоголевский текст остаются незыблемы. Перенос во времени задуман лишь для того, чтобы достучаться до зрителя и передать простую мысль: проблемы личностные, связанные с одиночеством или выбором человека, в любом веке одинаковы.

— Когда читаешь Гоголя, есть ощущение чуть ли не комедии, но к финалу остается ощущение истории про неизбывное человеческое одиночество, неспособность человека открыться, желание и одновременно невозможность допустить кого–то в свой ближний круг.

Получается, что сегодняшние болезни, которые называются кризисом коммуникаций, социофобией, были у людей и раньше. Ничего не меняется, и люди по– прежнему не находят свою половину. В итоге все остаются безутешны, — говорит автор постановки.

Петр Шерешевский отмечает, что при выборе на главную роль Павла Авдеева для него был важен набор человеческих качеств самого актера: его «внутренний ребенок», ум, теплота, глубина, чувство юмора — именно в таком сочетании. Мгновениями кажется, что артист существует на уровне текста, но это только подчеркивает его закрытость от мира. Полным антиподом главного героя выступает его коммуникабельный и эффектный друг Кочкарев — вот где энергия бьет ключом, вот где кураж! Здесь открываются новые грани таланта Дениса Ганина, артист от роли к роли растет как профессионал, матереет.

Агафья Тихоновна у Гоголя остается одна. Наша современная невеста, тонко, иронично и бережно сыгранная Юлей Новиковой, все–таки выходит замуж. Тут в итоге свадьба все же случается, но... по замыслу философа и триумфатора печали Шерешевского все треволнения и потуги, вся предсвадебная суета и чехарда вокруг сватовства оборачиваются всего лишь сном главного героя. Представляете, сном?! Значит, опять подделка. Пустота. Опять белая стена, уход от выбора, бег от себя. Желание переосмыслить, изменить собственную жизнь, безусловно, читается — это очень пронзительно передано Павлом Авдеевым в финале. Но неспособность постучаться в чужое сердце и открыть свое так и остается с Подколесиным. Главные препятствия живут в наших головах, причем, зачастую, в головах умных и светлых. Эх, Гоголь, как же знакомо!..

 

Марина Хорошевская

Фото Александра Харитонова