Крутите страницу дальше

Анонсы

Полярка-2018. Выставка художника Дамира Муратова

Музейно-Выставочный комплекс «Музей Норильска» (Художественная галерея)

Открытие 19 ЯНВАРЯ в 18.00

Дамир Муратов – известный сибирский художник-универсал, живет и работает в Омске. Занимается живописью, графикой, инсталляцией, артобъектами и не относит себя ни к одной из школ, считая, что все эти градации остались в прошлом веке, а сейчас важна «настоящность». Создает собственную поэтическую мифологию «сибирскости» брутальными средствами соцарта, «шершавым языком плаката», но не ограничивается этой темой. Его творческий девиз: «Ждут слева – появляйся справа». Его поэтика основана на парадоксах и оксюморонах, это зона высокого напряжения (см., например, плакат «Искусство! Не влезай-убьёт!», стилизованный под табличку на щите). Работы не предназначены для самодостаточного эстетического любования, но позволяют острее почувствовать настоящее. Представлен в сибирских музеях и частных собраниях, а также в коллекции ГЦСИ, в Московском музее современного искусства. Выставки прошли в Омске, Новосибирске, Барнауле, Томске, Уфе, Перми, Москве, Санкт-Петербурге и др. городах.  Известен и работами в театре: из последнего - художник-постановщик, художник по костюмам и куклам в спектакле «Завирухи Шишова переулка. Василеостровские встречи» по мотивам книги Эдуарда Кочергина (2017, БДТ им. Г.А. Товстоногова, режиссер Евгений Ибрагимов).

Родился в 1967 году (г. Тобольск, Тюменской области). В 1998 году окончил художественно-графический факультет Омского педагогического университете им. А.М. Горького. С 1988 года ведет активную выставочную деятельность. Творчество Дамира Муратова принесло ему известность не только в России, но и за ее пределами.

Из отзывов искусствоведов:

«Муратов не столько художник, сколько культурный герой. Не в смысле герой культуры, как герой труда (хотя его трудолюбию позавидовать можно), а в мифологическом смысле – он изменяет мир, творит новый порядок, космос… руководствуется в своей деятельности такими принципами, которые большинство еще не способно сделать частью своего внутреннего мира: для нет противоречия классики и неклассики, национального и общемирового, провинциального и столичного»  (Е. Груздов)

«Дамир Муратов свой стиль предпочитает называть поп-артом. И хотя это, вроде бы, массовое искусство, у него оно часто выглядит искусством для избранных. В смысле для тех, кто … понимает и принимает правила игры… Исходя из законов поп-арта, Муратов работал со многими попсовыми персонажами, известными брендами, придавая им новый неожиданный смысл и смещая акценты. То есть творя из мифа новый миф. Так появились «Пионеры-самураи», «Mickey Mao», «Che Burashka». Герой советских мультиков, вдруг взявшийся за автомат и надевший революционный берет на манер Че Гевары, так полюбился всем, что его стали воспроизводить на майках, сумках и других вещах. Тогда художник придумал ему «родственников»: Che Khov, Che Paev, Че Делать. Его серия Che в свое время даже была выставлена на аукционе Sotheby’s в Лондоне. Омск иногда становится тесен для художника, и он выносит свои работы на глаза продвинутой публики в Москве и Петербурге. Оставаясь при этом стопроцентным сибиряком. Ведь это он придумал когда-то «Соединенные штаты Сибири» и «Омск – морская держава». Он назвал Сибирь родиной слонов (имея в виду мамонтов, конечно) и создал серию работ «Все засыплет хвоей наших кедров»…Ассоциативный мир работ Муратова очень разнообразен… да и само его имя навевает массу ассоциаций. Кому-то в нем слышатся отзвуки лозунга «Да здравствует Мир!». То, что Муратов несет в себе приветствие миру, очевидно» ( Э. Кадырова).

Из интервью Автора:

  • «Слово «автор» - это переделанное древнеримское «ауктор»: так называли полководцев, которые присоединяли новые территории к империи. Так и искусство присоединяет новые территории, и художник всегда открывает новое пространство, как сквот, который тут же заселяется. Поэтому я уважаю тех художников, чья трансляция смыслов превышает радиус одного города. Как говорил Дон Жуан: «Главное – не упустить свое кубический сантиметр счастья»
  • «Человек – это вообще личная битва за пейзаж. Когда выходишь с чашечкой кофе утром на балкон и видишь унылые серые панельные 9-этажки – вот твой пейзаж, ты его добился. Если он тебя устраивает – живи. Мне не довелось родиться в Италии или на Северном Кавказе, поэтому я устраиваю свой личный пейзаж согласно своему окоёму… Я воспринимаю мир как улыбку Богу… Главное – смотреть без презрения, оно разрушает. Нужно созидать»
  • «Европейское искусство – от избыточности, а сибирское – от недостаточности. В Европе плотность населения гораздо больше. Мы, когда ехали из Дрездена в Прагу 2,5 часа на поезде, практически не видели лесных массивов, все время населенные пункты… Такое количество людей – работает сопротивление. В Сибири же совершенно иначе… Чему нам сопротивляться? Холод, безденежье, информационный вакуум, несмотря на Интернет. По сути искусство здесь является некой живой попыткой преодолеть этот вечный вакуум, заполнить великую сибирскую пустоту. Поэтому я очень уважаю художников-граффитистов. Они заполняют пустоту»
  • «Вопрос: что за принцип «Делай арт и бросай его в воду»?

Ответ: Это я перефразировал тибетскую мудрость «Делай добро и бросай его в воду». Сделал, да и пошел, что кричать об этом? Как японские поэты – написал стихи, уходи в другой город, меняй имя, что ты здесь глаза морозишь! Ну, и, конечно, твори, не ожидая вознаграждения. А оно рано или поздно все равно будет, ты же отдал энергию…»