Крутите страницу дальше

Анонсы

Путем Фауста

Знаковой станет первая премьера сезона 18 ноября в 19.00 – по заказу театра известный драматург Владимир Зуев написал пьесу «Жди меня... и я вернусь», основанную на воспоминаниях первых норильчан и посвященную той противоречивой, трагической эпохе, когда строился Город, создавался Комбинат, а Театр помогал выжить и его создателям, и его зрителям. Впрочем, не об исторических событиях в ней речь (хоть у многих героев и есть реальные прототипы, многочисленные приметы времени и даже документы не оставят сомнений относительно датировки происходящего) - зазвучат вечные темы.

Конечно, «серпы, молоты»…и прочие «молохи» нашей Истории ХХ века сломали множество  судеб, характеров, деформировали массовое сознание, но в отдельных случаях  они все же не отменили способности  личности чувствовать, любить, творить, искать истину - то, что составляет суть внутренней свободы, что делает человека – Человеком. Таких примеров в истории Норильлага достаточно: это отчаянное сопротивление маленького, тщедушного интеллигента репрессивной Системе, жестокой Судьбе – завораживает и заставляет искать источники силы, энергии. Видимо, потому жанр пьесы обозначен автором как «фантасмагория», он сам оказался поглощенным, захваченным теми идеями, что провели его героев через все испытания, круги ада, озарили трагические минуты жизни, и наконец вернув их в большой открытый мир, не оставили до самой смерти, продолжив развиваться после...

Стихия творчества, мучительная и радостная, воплотилась в форме «праздничного концерта», посвященного созданию Театра… в Норильлаге, который ведут Конферансье (артист Александр Глушков) и два талантливых уголовника Шура (артист Александр Носырев), Граф (Заслуженный артист России Сергей Ребрий). В качестве ряда номеров – голоса и истории тех, кто оказался волею обстоятельств на Таймыре, причем в едином плотном потоке времени сойдутся Прошлое, Настоящее и Будущее, герои и создатели спектакля, усиливая резонанс и энергетику происходящего. В основе сюжета – воспоминание культорга 4 лаготделения Григория Климовича о новогоднем концерте на рубеже 1944-1945 гг, который. обернулся для заключенных суровым наказанием всего лишь за то, что Дед Мороз позволил себе процитировать строки из поэмы Н.А. Некрасова: «Мороз-воевода дозором/ Обходит владенья свои/ Построит дворцы ледяные,/Каких не построит народ…».  Лагерное начальство усмотрело в этих словах «чистейшей воды оппортунизм» («Это же неверие в силы народа!.. Наш народ все построит!») и выгнало всех артистов на «общие работы» (тяжелый физический труд на открытом воздухе для некрепкого организма был неизбежно губителен). В спектакле, однако, финал будет другим, что обусловлено фантастическим развитием идеи Н.А. Козырева о "зеркалах времени"...

«Театр не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», сформулировал в 30-е годы В.В. Маяковский, и следовательно,  в иной реальности Сцены то, что вседневно считается случайным, незначительным, может оказаться закономерно-важным, что доводит до отчаяния несправедливостью наполнится высшим смыслом как путь познания и прозрения - путь Фауста.  Через испытания к обретению своего предназначения идут главные герои пьесы: Поэт (прототипом образа является Лев Николаевич Гумилев, артисты Павел Авдеев, Денис Ганин), Астроном (астрофизик, профессор Пулковской обсерватории Николай Александрович Козырев, артист Роман Лесик) и Дирижер (композитор, автор пионерского гимна «Взвейтесь кострами, синие ночи» Сергей Федорович Кайдан-Дешкин, артист Николай Каверин). В жизни каждого из них случился Норильск, где не раз они посмотрели смерти в лицо… И все же они не просто выжили –  сохранили верность себе, своему Дару и не остановились в его развитии, в вечном, еретическом поиске Истины…

«Кто ищет – вынужден блуждать»

Эта формула (перевод Б. Пастернака) произнесена в «Прологе на небе» к трагедии Гете «Фауст», принадлежит самому Господу, спорящему с Мефистофелем о природе человека. Суть в том, что человек несвободен в выборе судьбы – более могущественные силы сделают это за него, но он свободен в познании этих сил. Господь верит в способность человека подняться над обстоятельствами и силою мысли, воли или даже интуиции «вырваться из тупика» – Мефистофель же убежден в слабости «подопытного», уверяет, что, проведя через все испытания лучшего из людей, восторжествует над ним, «насекомым», «когда он, ползая в помете, жрать будет прах от башмака»… Пожалуй, такая инфернальная диалектика основательно прошлась по судьбам многих российских фаустов ХХ века, отданных «под мефистофелеву опеку», низведенных в бездны ГУЛАГа – закономерно поэтому появление в музыкальной партитуре спектакля отрывков из музыки Гуно к опере «Фауст».

Режиссер спектакля  Анна Бабанова, художник – постановщик  Фемистокл Атмадзас, художник по костюмам Ольга Атмадзас, художник по свету Тарас Михалевский,  балетмейстер Николай Реутов, композитор Андрей Федоськин, музыкальный руководитель Владимир Пермяк

В спектакле заняты Заслуженные артисты России Нина Валенская, Сергей Игольников, Лариса Потехина, Сергей Ребрий, артисты Павел Авдеев, Полина Белянина, Варвара Бабаянц, Денис Ганин, Александр Глушков, Сергей Даданов, Дарья Дороготовцева, Александр Жуйков, Николай Каверин, Олег Корныльев, Елена Кузьменко, Роман Лесик, Степан Мамойкин, Сергей Назимов, Евгений Нестеров, Мария Нестрян, Юлия Новикова, Александр Носырев, Иван Розинкин, Галина Савина, Евгения Хитрина, Денис Чайников

В формировании замысла, на этапе сбора и подготовки необходимых документальных материалов, принимали участие:

  • Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района
  • Государственный музей истории ГУЛАГа (Москва)
  • общество «Мемориал»
  • Начальник Управления Гражданской обороны и Чрезвычайных Ситуаций  Администрации г. Норильск А.В. Магеров (экспедиция артистов на территорию бывшего расстрельного лагеря Норильск-2)
  • фотохудожник и журналист А. Харитонов (ООО «Кактус»)
  • журналист и историк В.П. Вачаева («Заполярный Вестник»)
  • юрист-педагог, награжденный медалью «За заслуги перед Норильском», В.Н. Ханжин
  • историк-археолог В. Филиппов
  • всемерное содействие реализации замысла оказали Глава города Норильска О.Г. Курилов, руководитель Администрации города Норильска  Е.Ю. Поздняков.

«Такие города, как Норильск, играют особую роль в истории России. Они создавались людьми, работавшими в нечеловеческих условиях ГУЛАГа. В основании города положены их жизни. И об этом надо помнить всегда. В этой памяти нуждаемся, прежде всего, мы, сегодняшние граждане России, для того, чтобы это не повторилось впредь никогда. Театр ГУЛАГа – это неизвестные, закрытые пока страницы истории русского театра. Как создавался Театр в условиях тотальной несвободы? Как вообще можно было заниматься искусством, будучи заключенным? Что происходило в душах артистов в это время? Написано об этом много. Но в театрах об этом молчат. Вам, самому северному театру страны, предстоит сделать первые шаги. Это требует мужества и нравственных сил. Уверена, что ваш театр достойно раскроет эту важнейшую сегодня тему» (Татьяна Тихоновец, театральный критик, заслуженный работник культуры России)

«Посещение Норильска, страшная экскурсия на мемориальный комплекс «Норильская Голгофа», произвели на меня и моих коллег ошеломляющее впечатление!..

Спектакль про художников и учёных, чьи жизни вмерзали в норильские льды и камни - это не просто очередная постановка, это миссия, долг тех прекрасных творцов, которые трудятся сегодня в театре, овеянном легендами об их предшественниках - Иннокентии Смоктуновском, Георгии Жжёнове, Евдокии Урусовой  и других мастерах сцены. Соединить образ неимоверного страдания с образом невероятного мужества в  духовном противостоянии репрессивной системе - трудная и увлекательная задача для театра. Кричащий от боли пейзаж, городские панорамы самого Норильска, построенного узниками лагерей… - сегодня этот город можно прочесть как палимпсест, слой за слоем открывая его историю. Такой подход к прошлому - одна из самых актуальных художественных стратегий, подобные спектакли есть во многих городах страны, и тем важнее проделать эту работу в Норильске» (Алена Карась, театральный критик, доцент кафедры истории театров России в РАТИ (ГИТИС), председатель экспертного совета Национального театрального фестиваля «Золотая Маска-2017»)

«Думаю, что готовящийся спектакль Анны Бабановой "Жди меня..." в Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского должен стать важным событием не только для Норильска, но и для отечественного театра в целом. И дело не только в самом режиссере, рискнувшем взяться за эту постановку, и не в блестящих - ведущих - актерах труппы, занятых в ней, а в выбранной для спектакля теме. …Документы могут лежать на полках в секретных архивах, и быть мало кому доступными. Они могут быть опубликованы в книгах, которые не все желающие могли бы отыскать. Ведь их нужно еще уметь искать! У театра есть огромное преимущество - он способен рассказать широкому кругу зрителей о судьбах героев и их реальных прототипов, об исторических событиях, рассматривая их сквозь призму вечных тем. Он способен взволновать, увлечь, побудить к соучастию и сопереживанию, проживанию прошлого, ставя перед зрителями ряд вопросов, на которые им самим придется отвечать. Что такое свобода, ответственность и право выбора? Что такое жизнь человека, какова ее ценность в государстве? Может ли человек даже в одиночку сопротивляться репрессивной, тиранической системе? Все эти вопросы формируют личность. А без личностей, независимых сознательных граждан, невозможно благополучное существование страны. Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского берет на себя эту миссию в своем городе. И местные власти всячески должны поддержать инициативу этой постановки» (Вера Сенькина, театральный критик, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры эстетики, истории и теории искусства ВГИКа, эксперт национального театрального фестиваля «Золотая Маска-2017»)

«Спектакль "Жди меня..." в Норильском театре драмы для меня - один из самых ожидаемых в сезоне. По многим причинам. Во-первых, любопытно, когда идет осмысление времени и места, сопряженных с конкретным театром, имеющим собственную историю, трагическую и жизнеутверждающую в одно время. Подобные спектакли давно уже стали определенным трендом современного театрального процесса, но от этого интерес к ним не падает. Во-вторых, очень интригует синтез документа и художественной формы. Хочется, чтобы он сложился, поскольку подобные вещи не всегда бывают удачными, а поэтому ждешь продолжения на других сценических территориях. В-третьих, сегодняшняя ситуация не только в театре, но и в обществе, требует внятного и опять-таки художественного предостережения от смутных и трагических коллизий. Очень хочется услышать эту перекличку голосов тех, кто навсегда остался в прошлом, и сегодняшних актеров. Но оставшиеся в этом трагическом прошлом, среди которых много известных каждому имен, не забыты и способны очень многое сказать нашим современникам. К тому же Норильский театр находится сегодня в очень хорошей творческой форме, здесь замечательная труппа и достаточно сильная режиссура. Так что не оставляет надежда на серьезное и искреннее художественно-историческое высказывание, которое будет обращено не только к театру, но и к жизни» (Ирина Алпатова, театральный критик, кандидат искусствоведения)

«Мне кажется достойным и мужественным замысел главного режиссера театра Анны Бабановой – в честь юбилея театра сочинить спектакль, без прекраснодушия говорящий об истории театра, города, страны. Вспомнить о судьбах Козырева, Гумилева, Кайдан-Дешкина и еще сотнях безвестных, сгинувших в те страшные времена. Большие артисты, музыканты, ученые, философы, волею тиранической власти брошенные в нечеловеческие условия, и здесь умудрялись жить и расти духовно. И все вернется в памяти человеческой, как в «зеркалах Козырева». Наша память должна воскресить и воздать должное невинным жертвам. И осудить палачей. И только осознав эти простые истины, мы сможем двигаться в завтра свободными, нравственными людьми» (Татьяна Джурова, театральный критик, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Санкт-Петербургской государственной театральной академии театрального искусства).