Крутите страницу дальше

Анонсы

Сны белой земли... Премьера мая.

На основной сцене театра сейчас происходит нечто совершенно небывалое: в абсолютной темноте блуждают-шепчутся какие-то трепетные огоньки, а в случайном световом луче нет-нет взметнется "девятым валом" необъятно прозрачное/призрачное живое полотно и мягко уляжется к чьим-то ногам... Идут репетиции спектакля "Сны белой земли", премьера которого состоится 25-26 мая.

О сотворении мира на основе мифов и легенд народов Таймыра взялась рассказать очень представительная постановочная команда: режиссер Евгений Ибрагимов, художник Дамир Муратов, композитор Николай Якимов, хореограф Мария Качалкова, художник по свету Игорь Фомин, видеохудожник Юлия Михеева, художник-кукольник Максим Вахрушев. Данная работа рассчитана на семейный просмотр, да и как же иначе: в тундре, испытывающей силы человека испокон веков, крепость семейных уз ценилась особенно - будем соблюдать традиции.

Народы Таймыра (нганасаны, ненцы, энцы, долганы) живут в условиях Крайнего Севера с незапамятных времен. Например, самый древний народ севера Евразии – нганасаны, потомки неолитических охотников на дикого оленя, населяют территорию с XV века до нашей эры. Суровая природа способствовала созданию совершенно особой культуры. Решительно все в ней: хозяйство,  мировоззрение, религия, фольклор – исключительно тонко настроено на жизнь в гармонии с окружающей средой, а важнейшие качества характера человека: самостоятельность, наблюдательность, рассудительность, ответственность – воспитывались с детства. Если наш современник представляет себя хозяином природы, древний нганасанин природу одухотворял настолько, что вел происхождение своего рода от какого-либо представителя животного мира, считал людей и животных равными в правах, верил, что животные и растения понимают язык человека, что одинаково грешно причинять вред как людям-соседям, так и окружающим травам, деревьям (да, просил прощения, объяснял причины, замаливал грехи, окармливал стихии)… Это было вековой стратегией выживания, сохранения равновесия в такой хрупкой экосистеме. И это ли не мощнейший сюжет для нравственного, экологического воспитания, образования  «цивилизованного» человека теперь?! Неприхотливые в быту, с детства привыкшие к суровым условиям быта и труда, северные народы обладают развитыми формами духовных практик, до сих пор мало исследованными; проникнуть в их загадочные души, постичь их удивительную музыкальную или игровую культуру, пожалуй, не менее трудно, чем покорить арктические льды. Но тем интереснее творческая сверхзадача для художников, известных в театральном мире своим глубоким, серьезным отношением с сказке.

Одной из центральных тем творчества Заслуженного деятеля искусств РФ, режиссера Евгения Ибрагимова стало размышление о взаимоотношениях создания и Создателя, а также о месте и ответственности Человека в мире. Это известный в мире режиссер-«кукольник», который теперь активно сотрудничает и с драматическими театрами (например, БДТ им. Товстоногова, театр «Мастерская» в Санкт-Петербурге, Московский губернский театр и др.), поскольку умеет не только воплотить на сцене «детский взгляд на действительность, где люди могут летать, как птицы, а звезду легко положить в карман»», но и глубоко, серьезно анализирует мир детства, отнюдь не утопический, полный реальных проблем и страстей. По первому образованию – артист: в Карачаево-Черкесском русском драматическом театре сыграл  более 20 ролей (1988-1993). Окончил факультет театра кукол СПБГАТИ (1998, курс Н. Наумова). Руководил театрами в Абакане (1998-2006), в Таллинне (2006-2010, Эстония), в Ческе-Будеевице (2010 – 2012, Чехия). Ставил спектакли во многих театрах России и зарубежья, неоднократно становился лауреатом Национальной премии «Золотая Маска»: «Якоб Якобсон» (2002), «…И пишу я тебе в первый раз» (2006), «Когда я стану маленьким» (2016), «Снегурочка» (2018). Лауреат премии Правительства России им. Ф. Волкова (2003), а также первый из «кукольников» получил премию им. К. Станиславского, лауреат премии «Золотой софит» (Санкт-Петербург). Последние работы режиссера посвящены иммерсивному театру, в котором куклы принимают активное участие наравне с объектами, артистами, тенями, а зритель перемещается в сложном пространстве. Нельзя не отметить в связи с избранной нами темой, что магия куклы имеет древнейшие ритуальные корни, и кто, как ни мастер кукольного театра, может проникнуть в тайны языческой игровой культуры, тем более в сотрудничестве с постановочной командой, создавшей уже не один известный, отмеченный фестивальными наградами спектакль.

Известный сибирский художник-универсал Дамир Муратов впервые побывал в Норильске при проведении Лаборатории современной драматургии «Полярка-2018» с выставкой «АНТИУТОПИЯ» и выразил искреннее желание продолжить творческое освоение Крайнего Севера, что и найдет воплощение в сценографии будущего спектакля. В 1998 году окончил художественно-графический факультет Омского педагогического университете им. А.М. Горького. С 1988 года ведет активную выставочную деятельность. Он занимается живописью, графикой, инсталляцией, артобъектами и не относит себя ни к одной из школ, считая, что все эти градации остались в прошлом веке, а сейчас важна «настоящность». Создает собственную поэтическую мифологию «сибирскости» брутальными средствами соцарта, «шершавым языком плаката», но не ограничивается этой темой. Его творческий девиз: «Ждут слева – появляйся справа». Его поэтика основана на парадоксах и оксюморонах, это зона высокого напряжения. Работы не предназначены для самодостаточного эстетического любования, но позволяют острее почувствовать настоящее. Представлен в сибирских музеях и частных собраниях, а также в коллекции ГЦСИ, в Московском музее современного искусства. Выставки прошли в Омске, Новосибирске, Барнауле, Томске, Уфе, Перми, Москве, Санкт-Петербурге и др. городах.  Известен и работами в театре: из последнего - художник-постановщик, художник по костюмам и куклам в спектакле «Завирухи Шишова переулка. Василеостровские встречи» по мотивам книги Эдуарда Кочергина (2017, БДТ им. Г.А. Товстоногова, режиссер Евгений Ибрагимов). Творчество Дамира Муратова принесло ему широкую известность не только в России, но и за ее пределами. «Муратов не столько художник, сколько культурный герой. Не в смысле герой культуры, как герой труда (хотя его трудолюбию позавидовать можно), а в мифологическом смысле – он изменяет мир, творит новый порядок, космос… руководствуется в своей деятельности такими принципами, которые большинство еще не способно сделать частью своего внутреннего мира: для него нет противоречия классики и неклассики, национального и общемирового, провинциального и столичного»  (Е. Груздов)

Музыкальную партитуру спектакля создаст известный петербургский музыкант, композитор, аранжировщик, поэт, организатор концертов, продюсер Николай Якимов. С 1985 года и по настоящее время профессионально связан с театром. Работал заведующим музыкальной частью Челябинского областного театра кукол, Ленинградского театра кукол-марионеток, музыкальным руководителем Международной мастерской театра синтеза и анимации «INTERSTUDIO» (Царское Село), Театра Юношеского Творчества (Санкт-Петербург) и др. Участвовал в постановках спектаклей многих театров России: помимо указанных, в Псковском театре кукол, Новом драматическом театре Москвы, театральном центре «Балтийский Дом», Национальном драматическом театре Карелии, Театре на Литейном, Новосибирском «Красном Факеле», Театре русской драмы Риги и др. Сотрудничал с режиссерами Е. Ланцовым, М. Хусидом, В. Исаковым, Ю. Соболевым, М. Славским, О. Николаенко, А. Прикотенко, Т. Кулябиным. Совместно с  Е. Ибрагимовым поставил спектакли «Золотой ключ» в Московском губернском театре, «Блаженный остров» в театре KARLSSON.HAUS (Санкт-Петербург, премия «Золотой софит», лонг-лист «Золотой Маски», 2017), «Когда я стану маленьким» (БДТ, премия за лучший спектакль от фестиваля «АРЛЕКИН», 2017), «Кондратий Феодосийский и Шиш» (БДТ, Каменноостровский театр).

Световую партитуру спектакля создаст художник по свету Игорь Фомин. Окончил Санкт-Петербургский университет им. А.И. Герцена (2009). Сотрудничает с известными петербургскими театрами: инженерным театром «АХЕ», Театром пластики рук «Hand Made», театром «Devero», Театром комедии им. Н. Акимова и др. Номинирован на премию «Золотая Маска» за работы в постановках «Счастье» Александринского театра, «Я здесь» Новосибирского театра «Старый дом», стал лауреатом Национальной премии в области театрального искусства для детей «Арлекин» в 2016 году за работу в спектакле «Странствия Нильса» Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета. Неоднократно работал с режиссером Е. Ибрагимовым: «Когда я стану маленьким» (БДТ, Санкт-Петербург), «Волшебный платочек» (театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск), «Сказка о рыбаке и рыбке» (Подгорица, Черногория).

Видеохудожник Юлия Михеева окончила Челябинское художественное училище в 1993, Школу-студию «Шар» в 2005 гг. С 1996 по 2000 гг. работала как художник-постановщик в Челябинском театре «Манекен». С 2003 года актриса Театра Музыки и Поэзии п/р Е. Камбуровой. Оформила более 40 спектаклей в театрах России, является автором видеопроекций во многих постановках: «Фантазии Фарятьева», «Дар» по В. Набокову в Театре «Мастерская П. Фоменко», «Загадочное ночное убийство собаки» С. Стивенса в Театре «Современник», «Щелкунчик» по Гофману, «Странный народ эти взрослые» по мотивам повести А. де Сент-Экзюпери в театре «Ленком», «Нет лет» по Е. Евтушенко в Театре на Таганке, «Времена… Года», «Земля», «Где-то за радугой» в Театре Музыки и Поэзии п/р Е. Камбуровой. Лауреат Национальной премии «Золотая Маска» (2018) за работу над спектаклем «Снегурочка» в Костромском театре кукол (совместно с режиссером Е. Ибрагимовым)

Хореограф компании современного танца «Диалог Данс» Мария Качалкова поработает над пластикой артистов, занятых в будущей постановке. Окончила Челябинскую Академию культуры и искусства по специальности «хореограф». Во время обучения занималась в академической танцевальной группе, которая выступала на различных фестивалях в России, Македонии, Италии. С 2007 по 2008 гг. работала преподавателем танца «Диалог Данс» в Костроме. Принимает участие во всех проектах этой компании. Была занята в спектакле «Мирлифлор», который в 2011 году был удостоен Национальной премии «Золотая Маска». В 2009 году прошла стажировку в хореографической программе Американского Танцевального фестиваля (США). С режиссером Е. Ибрагимовым работала над спектаклем «Снегурочка», ставшим лауреатом Национальной премии «Золотая Маска» (2018)

Художник-кукольник Максим Вахрушев окончил Хакасский государственный университет в 2005 году (институт искусств, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы). Еще студентом начал сотрудничать с Хакасским национальным театром кукол "Сказка", когда главным режиссером в нем был Е.Н. Ибрагимов. Участвовал в постановочном процессе спектакля "Якоб Якобсон", ставшем впоследствии лауреатом Высшей Национальной Премии и Фестиваля "Золотая Маска"(2002). По окончании вуза пришел в театр художником-постановщиком, а проработав год, переехал в Минусинск, стал преподавателем Минусинского колледжа культуры и искусства. С 2018 года - художник-постановщик Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптынова. С режиссером Евгением Ибрагимовым сотрудничал также при постановке спектаклей "Игроки", "Черное и белое". Создавал куклы и реквизит на заказ разным творческим коллективам края. Год назад создал в Минусиснске детский театр кукол "Апельсиновый слон".

В спектакле заняты артисты: Варвара Бабаянц, Денис Ганин, Елена Донова, Дарья Дороготовцева, Александр Жуйков, Алексей Ковригин, Александр Петряев, Андрей Федоров, Евгения Хитрина.