Крутите страницу дальше

Новости

Алхимия музыки

Ричардас Норвила – композитор, создающий музыку к спектаклю «ТЕЛЕНОК ЗОЛОТОЙ», известен в мире современной электронной музыки, к тому же он режиссер и драматург, аудиодизайнер и автор перформансов, а еще – кандидат философских наук, один из первых наших соотечественников, прошедших обучение в Институте Карла Густава Юнга (Швейцария), клинический психолог, продолжающий заниматься личностным консультированием, и опытный путешественник, побывавший во многих уголках мира… Сочетание удивительное, заставляющее задуматься о природе искусства. В одном из интервью он отметил однажды, что «душа общается с человеком при помощи образов», а «работа в искусстве – путь к самопознанию»«Скорее всего, я назвал бы себя практикующим алхимиком, но поскольку Средние века закончились, моя материя и методы стали немножко другими, однако суть процесса осталась прежней – свет и его трансформация» («Психологическая газета»)

Автор более 50 саундтреков для драматических спектаклей (идущих, например, в МХТ, Сатириконе, Театре им. Ермоловой, Театре им. Пушкина, Театре Наций, Электротеатре Станиславский и др.), номинант «Золотой Маски-2017», сейчас в сотрудничестве с режиссером Яковом Ломкиным он создает партитуру будущей нашей Бендериады, и вот как сам описывает этот процесс.

«Современные технологические инновации открывают необыкновенные возможности для композитора. О таковых нельзя было даже помечтать совсем недавно. Тем не менее, в своём творчестве я, учитывая технологии сегодняшнего дня, обращаюсь к музыкальному опыту минувших столетий…и посему свой подход определяю как ретро-футуризм. Истоки тайны музыки, а также таинственная жизнь звуков – вот что меня интересует!
Партитура музыки к спектаклю «Телёнок Золотой» содержит в себе три слоя, смешивающихся и перетекающих в друг друга, как песчинки в старинных стеклянных часах.

Первый: традиционные индустриальные звуки деревообрабатывающих станков и инструментов превращены мною в атмосферы, близкие по своей структуре к русской симфонической музыке ХIX века. Соблюдаются темп и метр, а также модальные особенности музыки, характерные для того времени. Воображаемый образ происходящего был бы таков: Римский-Корсаков живёт в наши дни, он прекрасно знаком с наследием итальянских футуристов начала прошлого века, а также с творчеством современной американской группы Nine Inch Nails (NIN) - вполне возможно, что он сочинил бы то, что вы услышите в спектакле. Стоит отметить, что мы вместе с режиссёром спектакля Яковом Ломкиным отправились на записи индустриальных звуков в театральные мастерские московского «Сатирикона». Таким образом в музыке содержится и аспект тайны пространства театра, красок и запаха дерева, которые в руках мастеров становятся волшебным пейзажем и местом для игры. Вместе с тем это и символическое пожелание удачной постановки. Таинственный диалог Московского «Сатирикона» и Норильского Заполярного Театра Драмы на языке сценической музыки – вот что можно будет услышать!

Второй: из фотографий актеров, играющих главные роли, я извлеку ноты и аранжирую их для традиционных музыкальных форм – оркестра, струнного квартета и фортепиано. Лицо Зоси в спектакле заговорит сонатой для фортепиано, внутренний конфликт Корейки зазвучит диалогом струнных.  Драму жизни Бендера мы услышим звуками симфонического оркестра. Лицо каждого из нас – уникально! Таковой будет и музыка, полученная из фото актеров. Замечу – трансформация изображения в гармонический и мелодический ряды – это уникальная техника композиции, над совершенствованием которой я работаю последние двадцать лет! По форме мои произведения будут близки к современной классической музыке, ладовое же их содержание расположено ближе к старинной греческой музыке, чтобы приблизится к месту и времени рождения классической драмы.

Третий: какой же спектакль без красивой и энергичной эстрадной музыки? В «Золотом Телёнке» её будет достаточно – и зарубежной и отечественной. Главное её достоинство – экзотическая теплота. Как тарелка с красиво разложенными заморскими фруктами!»

Не правда ли, алхимия?!... И точно - она!)))