Крутите страницу дальше

Новости

Бессмертный полк. Артисты Норильского Заполярного театра драмы-ветераны Великой Отечественной войны

Свой путь на сцену они начинали в боях Великой Отечественной… Изведав сполна ужас войны и радость победы, они шагнули под свет софитов, точно зная истинную цену человечности…

Иннокентий Михайлович Смоктуновский

Артист Заполярного театра драмы 1946-1951

Народный артист РСФСР (1969)

В 1941-ом он учился в 8-м классе красноярской школы, через 2 года пошел в военное училище и почти сразу попал на фронт – 75 гвардейская стрелковая дивизия. Как связной штаба 212 гвардейского полка участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. Под огнем противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения - награжден первой медалью «За отвагу» (которую, впрочем, ему вручат лишь через 49 лет). В декабре 1943 года попал в плен, месяц провел в лагерях военнопленных под Житомиром, Шепетовкой, Бердичевом. 7 января 1944 года бежал из плена… «Пережидая день, спрятался под мостом, вдруг вижу – прямо на меня идет немецкий офицер с парабеллумом, дежуривший на мосту, но перед тем, как глазами натолкнуться на меня, он неожиданно поскользнулся и упал, а когда встал, то, отряхнувшись, прошел мимо, и потом опять стал смотреть по сторонам». Изголодавшего, обессиленного, в течение месяца с риском для жизни его укрывала в своем доме бесстрашная украинская семья  из деревни Димитровка. После он вступил в партизанский отряд Каменец-Подольского соединения, который затем объединился с 318 гвардейским стрелковым полком 102 гвардейской стрелковой дивизии. Как командир отделения роты автоматчиков гвардии младший сержант Смоктунович отличился в боях по освобождению Варшавы: при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника – награжден второй медалью «За отвагу». Войну закончил в Гревесмюлене, награжден медалью «За Победу над Германией»…

А дальше…

 «…Из театральной студии Красноярска меня выгнали. Сказались и возраст, и отсутствие воспитания – я «противопоставил себя коллективу», с кем-то подрался… В Норильск поехал потому, что дальше него меня, бывшего военнопленного, никуда не могли сослать – разве что на Северный полюс. Неподалеку от Красноярска жил мой знакомый, тоже отведавший плена. У нас с ним был условный пароль: если все обстоит хорошо, регулярно отправляем друг другу открытки со словами: «Дядя Вася чувствует себя прекрасно». И вдруг открытки нет. Приезжаю к нему, а мать в слезах – забрали. Вот я и решился затеряться в Норильске, девятом круге сталинского ада, среди ссыльных и лагерей. И потом мне просто некуда было податься – по положению о паспортном режиме я не имел права жить в 39 городах. Меня и в Красноярск-то пустили только потому, что я родом оттуда. Вы не поверите, но меня и из Норильска хотели выставить – непонятно, правда, куда. Так бы и сделали, да отмолил директор театра Дучман – низкий ему за это поклон. В своей добровольной ссылке я провел 4 года, подорвал здоровье, потерял все зубы. Но там же прошел прекрасную профессиональную школу… Такое созвездие талантов можно было встретить только в старом Малом и во МХАТе. Благодаря им, я и стал артистом. Во время моей дальнейшей одиссеи (а я играл по всей России – от Крайнего Севера до Кавказского хребта) мне уже были по плечу ведущие роли» (И.М. Смоктуновский, из интервью корр. газ. «Труд»). Был занят более чем в 40 ролях, сначала второстепенных, затем ведущих. «Заполярная правда» отмечала его «неуёмную энергию, фантазию, умение работать до седьмого пота, способность подхватить и развить предложенное ему и, конечно, умение мыслить на сцене».

Всеволод Константинович Лукьянов

Артист Заполярного театра драмы 1948-1963

Народный артист РСФСР (1971)

Почетный гражданин Норильска (1975)

До войны работал в Саратове, откуда ушел на фронт, отказавшись от брони. Воевал с октября 1941 по август 1945 (война для него закончилась на сопках Маньчжурии). Минометчик, начальник клуба стрелковой дивизии. «Длинный-длинный путь из-под Москвы на запад, до Восточной Пруссии, и обратно на восток уместился в узеньких колодках восьми боевых наград, восьми медалей, первой из которых была «За отвагу». Для молодого артиста, не успевшего завершить «переквалификацию» в танковом училище и брошенного в первые же месяцы войны на защиту столицы, это была высокая награда»…

«Всегда памятной будет осень 1948 года, когда мы с женой и сыном прибыли на работу в Норильский театр. Честно сказать - первое впечатление от Норильска не было отрадным. Трудно жилось, подчас очень трудно, но вспоминаю об этом не с целью вызвать сочувствие, а утвердить истину - преодоление трудностей рождает сплоченность, объединяет коллектив. Так было всегда».

Сибирский период можно считать лучшим и наиболее значительным в творчестве артиста. Только в Норильске Лукьяновым сыграно свыше ста ролей, причем совершенно разноплановых: Петруччио в «Укрощении строптивой» В. Шекспира и Егор Булычов в одноименной пьесе М. Горького, Присыпкин в «Клопе» В. Маяковского и вождь мирового пролетариата В.И. Ленин в цикле «партийных» спектаклей... Работая над образом вождя впервые, артист очень волновался, поскольку не очень-то на оригинал был похож. Поэтому ездил в Москву, чтобы посетить музеи Революции и В.И. Ленина, десятки раз просматривал хроникальные фильмы, сотню раз прослушал записи голоса…

Актер щедрой творческой палитры, ищущий, увлеченный, темпераментный, страстный стал впоследствии Почетным Гражданином Норильска, Заслуженным артистом РСФСР и первым в истории нашего театра Народным артистом РСФСР.

Семен Григорьевич Берлин

Артист Заполярного театра драмы 50-60-х

Заслуженный артист РСФСР

Учился в Саратовском театральном училище, но не закончил его, так как с последнего курса был призван в действительную армейскую службу, откуда прямиком в 1941-ом попал на фронт. Кавказ, Кубань, Крым… 8 мая 1944-го могло стать заключительной датой этой жизни, но обошлось. После госпиталя бывший автоматчик и пулеметчик попал в полк катюш. Орша, Борисов, Минск, Литва, Кенигсберг… А 27 мая 1945-го командир установки С. Берлин оказался в Харбине. Новая контузия…

Ранение еще в 42-ом привело его в госпиталь тылового Баку. Там снимался фильм «Подлодка Т-9», затем  участвовал в съемках «Незабываемого 1919-го»…

В Норильский Заполярный был принят в труппу на место уехавшего в Махачкалу И.М. Смоктуновского. Северной «Маяковке» артист отдал 21 творческий год, сыграл две сотни ролей, здесь же получил звание Заслуженного артиста РСФСР. Много лет возглавлял местное отделение ВТО. Был хранителем театрального музея… А после отъезда снялся еще в 22 фильмах (!), среди которых, например, «Крах инженера Гарина», «Трое в лодке, не считая собаки» (с Мироновым, Державиным, Ширвиндтом), «Нос» (Р. Быкова), «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «Безымянная звезда»… Жил в Санкт-Петербурге, почетный гражданин Красного Села. Кавалер многих наград, в том числе – медали «За отвагу», ордена Отечественной войны II степени.

Георгий Иванович Александров

Артист Заполярного театра драмы с 1964 года

В 1939-1945 гг. артист Краснознаменного театра Балтийского флота, который до войны базировался в Кронштадте. С первых дней войны труппа разбилась на несколько концертных бригад и с 25 июня разъехалась по различным маршрутам. Александров со своей бригадой оказался под Ленинградом, выступали в морских авиачастях. В июле прибыли в Таллин. Зрители – весь таллиннский гарнизон (корабли, береговые части), работали 5-6 концертов в день. Фронт вокруг Таллина сужался. Пришло время менять слово на винтовку… Среди наград Георгия Ивановича медали «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», памятный знак «Участник дороги жизни»

Виктор Александрович Романов

Артист Заполярного театра драмы в 70-е

«Коренной ленинградец первое боевое крещение принял на Карельском перешейке. Затем  служба в полку связи на Ладожском озере, первая контузия, госпиталь, потом Северный флот, 63-я бригада морской пехоты. День Победы Виктор Александрович встретил в Польше, в только что освобожденном Штеттине. У него 11 правительственных наград, среди них – 2 ордена Красной звезды.  С такой боевой биографией актеру было что рассказать зрителю-современнику».