Крутите страницу дальше

Новости

Играем "Игроков"...

                   На Основной сцене состоялась премьера спектакля «Игроки» по Н.В. Гоголю (режиссер Владимир Смирнов, художник Дмитрий Разумов, художник по свету Иван Виноградов)

На премьере «Игроков» по Н.В. Гоголю театр с некоторым удивлением всматривался сам в себя и в природу страстей человеческих. «…Это мы?.. Мы играем «Игроков»?.. Мы играем…?» Сцена с самого начала заигрывала с партером в том смысле, что рисунок супера почти точно повторил оформление стен зрительного зала, но… через какое-то время эта монолитная геометрия наполнилась воздухом и светом, и непрозрачная стена превратилась в решетку… Решетку «мышеловки»… Мышами-мороками ее заполняли, кажется, бесконечно поднимающиеся из трюма игроки: безликий серый ряд Игрой «мобилизованных и призванных» всё шел и шел, и эта почти мистическая картина настраивала на встречу с чем-то зловещим. А что страшнее азартной Игры, где в какое-то мгновение могут быть проиграны не то что состояния… человеческие судьбы и даже жизни…

Этот Гоголь, кажется, уже прочитал… «Записки из Мертвого дома» и посмотрел… «Криминальное чтиво», и его игроки не балагуры-затейники, персонажи старой комической сцены про «дела давно минувших дней», а современные жесткие и жестокие шулеры, в меру обаятельные и циничные, абсолютно расчетливые, готовые в любой момент перестрелять друг друга, если того потребует поворот сюжета. По «распределению работ» выходит так: компания вроде как начинающих «мелких бесов» переигрывает сущего Демона (против Романа Лесика в роли Ихарева выступают Ярослав Сурженко-Кругель, Алексей Ковригин-Швохнев, Евгений Нестеров – Глов младший, Сергей Даданов-Утешительный), привлекая, правда, и «тяжелую артиллерию» картежников-игроков со стажем (Денис Чайников был очень убедителен в роли Глова-старшего, а Заслуженный артист России Яков Алленов – в роли взяточника Замухрышкина). А их криминальные будни и праздники освещает своим потусторонним присутствием некая Девушка (артистка Евгения Воронова), может, Аделаида Ивановна, а впрочем… Она их вызывает к жизни для Игры, она подводит их к схватке и следит за каждым их ходом, она же утешает/упокоивает проигравших, напевая по-английски знаменитую некогда песенку Rivers of Babylon”(Группы”Boney M”), написанную, как известно, на библейский 136 псалом и посвященную плачу человеческому о греховном пленении и изгнании из рая.

«Игроки», одно из последних художественных произведений Н.В. Гоголя, насыщено уже не столько мистическим, сколько религиозным подтекстом (ведь вскоре после написания этой пьесы в жизни Автора – отказ от художественного творчества). Главный герой здесь - «Гамлет нового времени» - помещик Ихарев, профессиональный шулер, превративший жульнические приемы в искусство. В спектакле его история несколько укрупняется: мы обнаруживаем, что рассказ о мальчике с необыкновенными способностями в метании карт и о его папеньке каким-то образом относится к детству Ихарева… И, следовательно, история его крупнейшего, возможно, последнего проигрыша вписана в библейский сюжет о блудном сыне, которому вернуться не к кому… Режиссер усилил драму главного героя, доведя его до убийства, кажется, неожиданного даже для него самого. Но вообще, наблюдая за перипетиями этой Игры, ловишь себя на мысли: как легко в азарте игрок перескакивает грань, за которой, увы, пустота…

By the rivers of Babylon, there we sat down

Ye-eah we wept, when we remembered Zion…

By the rivers of Babylon, there we sat down

Ye-eah we wept, when we remembered Zion…