Крутите страницу дальше

Новости

Помним и скорбим

С глубоким прискорбием театр сообщает о кончине режиссера Анатолия Леонидовича Кошелева, внесшего значительный вклад в развитие заполярной «Маяковки».

Анатолий Леонидович окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (мастерскую З.Я. Карагодского) в 1974 году. Работал главным режиссером в драматических театрах Великого Новгорода и Горького (ныне Нижний Новгород). Впервые в Норильск приехал в 1984 году, руководил театром до 1989 года. После - прошел стажировку в Джексонском унивеситете (США) по криминальной журналистике и электронным СМИ, много занимался телевидением: был главным режиссером, главным редактором  телекомпаний «ТВС», «ТВ-6 Москва- Новгород», «Триада». Со спектаклем «Идиот» по Ф.М. Достоевкому гастролировал в Англии. Вернулся в наш театр в 2001 году. С 2007 снова работал главным режиссером. В 2013-м он уехал с семьей из Норильска.

По отзывам театральных критиков середины «нулевых» годов уже нового века, «Анатолий Кошелев – кристально интеллигентный человек, тонкий, добрый. Может быть, недостаточно жесткий для такой должности, но не довольно ли жестокости в этом мире?» (Анастасия Ефремова); «Если приглядеться к спектаклям Анатолия Кошелева, то отметишь его склонность неброско, тактично завязать разговор со зрителем и, начиная иногда с пустяков, выводить разговор на серьезную, нешуточную тему, которая и заинтригует, и проймет» (Николай Жегин). Человек начитанный, сведущий во многих вопросах, замечательный рассказчик, Анатолий Леонидович очень часто основывал свои постановки на хорошем, проверенном временем литературном материале: сказки В. Гауфа и новеллы Дж. Бокаччо, рассказы А.П. Чехова и А. Вампилова, пьесы А.И. Островского и М.А. Булгакова… Современный зритель помнит его постановки "Свои люди - сочтемся", "Провинциальные анекдоты", "Два вечера в веселом доме", "Кабала святош", "Пестрые рассказы", "Вдовий пароход"... Но был в его жизни и в истории нашего театра период, когда высокая литература, освобождаясь от запретов, привносила в жизнь общества дыхание свободы. И нужно было обладать настоящей смелостью, чтобы дать ей дорогу на сцену. Во второй половине 80-х, когда А.Л. Кошелев стал главным режиссером театра, в репертуаре появились тексты авторов «внутренней эмиграции» Советской России: «Самоубийца» Н. Эрдмана (поставленный режиссером А. Зыковым, приглашенным А. Кошелевым в Норильск), «Багровый остров» и «Собачье сердце» М. Булгакова, «Конармия» И. Бабеля, «Дальше… Дальше… Дальше…» М. Шатрова… Навсегда в историю нашего театра и города вошла постановка Анатолия Кошелева по пьесе В. Левашова «Особое назначение (Завенягин в Норильске). Драматическая хроника» (1987), открывшая первый сезон в новом здании театра на Ленинском проспекте и одновременно обозначившая новую эпоху в осмыслении нашего прошлого и настоящего. «В сущности, полемика вокруг «Особого назначения» стала первым в норильской истории публичным идейным спором, в результате которого табу с «лагерной темы» было навсегда снято… Спектакль произвел оглушительное впечатление: впервые не с трибуны, не со страниц газеты, а с театральной сцены прозвучала правда о Норильске. О том, что строили его заключенные. Что для Завенягина «норильская командировка» была не почетным поручением, а ссылкой. «Особое назначение» вызвало не только общественный резонанс, но и атаку». (В. Толстов. Из книги «Летопись Норильска»).

Иную степень внутренней свободы и правды обозначил еще один спектакль режиссера А.Л. Кошелева, также основанный на местном материале: в трудовом летнем лагере неформальная профашистская организация жестоко расправлялась с неугодными… - так в репертуаре театра появилась пьеса «ЧМО» В. Левашова. Это была настоящая «шоковая терапия»: нетрадиционно «вольная» лексика, звучащая со сцены (дающая о себе знать уже в заголовке), пугающая своей смелостью сцена избиения главного героя под звуки … Гимна СССР, целый клубок тяжелых событий, который становится последним пунктом обвинения… Т.е. все то, что десятилетие позднее определит эстетику так называемой «новой драмы» в современном театре…

Так что в интеллигентном, начитанном, добром, деликатном Анатолии Кошелеве было немало творческой смелости и мужества… он принимал вызовы времени… он брал ответственность на себя… он умел помочь и поддержать в трудную минуту… Таким мы его и запомним.

Коллектив театра выражает глубокие искренние соболезнования родным и близким Анатолия Леонидовича Кошелева. Скорбим вместе с вами.