Крутите страницу дальше

Спектакли

Снегири

Спектакль посвящен 70-летию победы в Великой Отечественной войне, основан на главах из романа В.П. Астафьева "Прокляты и убиты".
...Пока идет война, братья-близнецы Снегиревы (Снегири) проходят подготовку в карантине 21-го стрелкового полка с другими такими же подростками, оторванными от дома. Разношерстная толпа призывников в тяжелейших условиях превращается в боеспособный коллектив. Многое доводится испытать: постоянное недоедание, холод, сырость, отсутствие элементарных условий усугубляется конфликтами, расправами отцов-командиров...
Получив от матери известие, что корова Зорька отелилась, Еремей и Серега Снегиревы самовольно отправляются домой за 60 км - молока попить. И, вернувшись с подарками в часть, - попадают под трибунал...

Пьеса по мотивам произведений В.П. Астафьева

Автор спектакля: Нина Садур

Режиссер - Тимур Файрузов, сценограф - Фемистокл Атмадзас, художник по костюмам - Ольга Атмадзас, художник по свету - Заслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург, музыкальное оформление - Андрей Федоськин, хореограф - Татьяна Безменова

Премьера: 06 мая 2015 г.

Состав актеров:

Павел Авдеев, Варвара Бабаянц, Денис Ганин, Сергей Даданов, Дарья Дороготовцева, Александр Жуйков, Николай Каверин, Алексей Ковригин, Роман Лесик,  Степан Мамойкин, Евгений Нестеров, Александр Носырев, Иван Розинкин, Инесса Талашкевич, Денис Чайников

Большая сцена

Для кого спектакль: Взрослые

12

Чем дальше в историю уходит от нас эта война... тем ближе к нам становится, тем трагичнее осмысление ее сущности, тем страшнее для человеческой памяти и совести оказывается цена победы. "С войны не возвращаются героями. Оттуда нельзя вернуться героем",- эти горькие слова молодого ветерана войны в Афганистане, записанные Светланой Алексиевич, во многом близки ветерану Великой Отечественной, нашему великому земляку-писателю В.П. Астафьеву. Он, правда, сформулировал бы жестче - с войны вообще нельзя вернуться: она выжигает человеческую душу, убивает в человеке любовь - потаенную силу жизни. "Стою на житейском ветру голым деревом, завывают во мне ветры, выдувая звуки и краски той жизни, которую я так любил и в которой умел находить радости даже в тяжелые свои дни и годы. И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени и, сплющенная, окаменелая, но не утерявшая запаха гари и крови, клубится во мне война". (В.П. Астафьев) Принадлежа к трагическому поколению, которое встретилось с войной в 17-18 лет и понесло самые большие потери на фронтах, он остро ощущал и передавал ее античеловеческую, антигуманную природу.

Роман "Прокляты и убиты", отмеченный государственной премией России в 1995 году, - пронзительное повествование о взаимоотношениях между людьми в условиях войны, о конфликте между христианской моралью, патриотизмом и тоталитаризмом, о становлении личности у тех, чья юность оказалась омраченной тяжелейшими испытаниями. Книга настолько будоражит сознание, бередит душу каждого, что вполне закономерен ряд ее сценических интерпретаций: известны постановки режиссеров Г. Тростянецкого, В. Рыжакова, Д. Егорова. Закономерно и то, что военная проза В.П. Астафьева привлекла внимание драматурга Нины Садур, много размышляющей о катастрофичности бытия. В ее творческой манере реализм сочетается с символизмом и иррационализмом, естественное граничит с запредельным, будничное, приземленное - с демоническим или возвышенно-прекрасным. За наивностью и детской непосредственностью скрываются глубина и мудрость, а трогательная беззащитность внутреннего мира порой не противоречит мужеству и стойкости во внешних проявлениях героя. История братьев Снегиревых (11 глава, первой части романа "Прокляты и убиты"- "Чертова яма") - вполне укладывается в такую систему координат. Символично и то, что пьеса, изначально названная жестко - "СМЕРТНИКИ", обрела со временем второе... имя, нежное -  "СНЕГИРИ"

... Пока идет война, братья-близнецы Снегиревы (Снегири) проходят подготовку в "карантине 21-го стрелкового полка" с другими такими же подростками, оторванными от дома. Разношерстная толпа призывников в тяжелейших условиях превращается в боеспособный коллектив. Многое доводится испытать: постоянное недоедание, холод, сырость, отсутствие элементарных условий усугубляется конфликтами, расправами отцов-командиров... Жизнь молодых людей в тыловых частях "в большинстве была убога, нища,  состояла из стояния в очередях, получения пайков, талонов да еще из борьбы за урожай, который тут же изымался в пользу общества". Получив от матери известие, что корова Зорька отелилась, Еремей и Серега Снегиревы самовольно отправляются домой за 60 км - молока попить. И, вернувшись с подарками в часть,- попадают под трибунал...

"У режиссера несомненно получился спектакль о взаимоотношениях людей в условиях военного времени, о становлении личности, стойкости, совести, о беззащитности внутреннего мира. Да и просто - мира.. В постановке, как и на фронте, намешано многое: тут и юмор, и боль, и болезни, и, конечно, смерть. Буквально осязаемая, она зримо и незримо присутствует практически в каждой сцене. Образ Смерти выведен через женскую роль в исполнении Варвары Бабаянц. Когда полуженщина-полупривидение в платье цвета крови дотрагивается до мальчиков, которым суждено погибнуть, дрожь идет по телу" (Марина Кузнецова, "Заполярная правда").

"На самом деле коварная пьеса, коварная...Когда читаешь ее впервые, основное впечатление - невероятная, магнетическая! Но когда начинаешь погружаться в материал, пробуешь его выстраивать, раскладывать на ходы, понимаешь, как все непросто, запутанно. Между тем я постарался сделать так, чтобы у каждого героя высветилась его судьба, собственная линия, чтобы все ниточки переплетались, создавая общую атмосферу, ансамбль судеб, музыку войны, если можно так  сказать..." (Т.Файрузов, из интервью "Заполярной правде")

"Хорошую фразу говорит в пьесе Леха Булдаков...я вдруг поняла, что "вся война из воздуха" и есть главная мысль спектакля. "Снегири" - жизненно правдивая история, та ее часть, что скрывалась...Делать спектакль по Астафьеву и Садур было и просто, и сложно. Невероятное смешение бытовой прозы с авангардной драматургией создает ощущение перевернутости существования, характерное для ситуации войны. Мясорубка, возникающая на поле боя, и ничем не оправданный расстрел "в воспитательных целях" вызывают ассоциации с Босхом, у которого фантасмагория становится реальностью. Постановщикам важно было найти баланс, чтобы не превратить все в банальную мистику, ужастик. В поисках формы родилась концепция, что Смерть, которую играет Варвара Бабаянц, освобождает от мучений и становится единственным способом скинуть с себя холод, голод, болезни... Появились и персонажи из ада - расстрельная команда.... Услышав реплику одной из Вариных героинь - Нельки: "Раненых нет. Убиты все"- я предложила сцену родов во время боя. Женщина рожает для войны, а хотела бы - для жизни, наверное, поэтому у Нельки родился мертвый ребенок. Этот эпизод мы воплощали целый вечер, и Варя на уровне проб так выкладывалась, что мне казалось, что она умрет на сцене. Вообще, все ребята - большие молодцы..." (Татьяна Безменова, из интервью "Заполярному вестнику").