Крутите страницу дальше

Спектакли

Сны Белой земли

Пластический спектакль, основанный на космогонических мифах (о сотворении земли) народов Крайнего Севера. Рассчитан для семейного просмотра.

пластические миниатюры

Автор спектакля: по легендам и мифам народов Крайнего Севера

Режиссер - Заслуженный деятель искусств России Евгений Ибрагимов, сценограф и художник по костюмам - Дамир Муратов, автор видеоконтента - Юлия Михеева, хореограф - Мария Качалкова, художник по свету - Игорь Фомин, композитор - Николай Якимов, художник-кукольник - Михаил Вахрушев

Премьера: 25 мая 2019 г.

Состав актеров:

Варвара Бабаянц, Денис Ганин, Елена Донова, Дарья Дороготовцева, Александр Жуйков, Алексей Ковригин, Роман Лесик, Александр Петряев, Андрей Федоров, Евгения Хитрина

Продолжительность действия: 1 час 10 минут

Большая сцена

8

Даты показов:
31 октября 2019, четверг, 19:00

На Основной сцене театра сейчас происходит нечто совершенно небывалое: то в абсолютной темноте блуждают-шепчутся какие-то трепетные огоньки, то в лучах света взметнется «девятым валом» прозрачно-призрачное необъятное живое полотно и мягко уляжется к чьим-то ногам… Идут репетиции спектакля «СНЫ БЕЛОЙ ЗЕМЛИ», премьера которого состоится 25-26 мая.

Народы Таймыра (нганасаны, ненцы, энцы, долганы) живут в условиях Крайнего Севера с незапамятных времен. Например, самый древний народ севера Евразии – нганасаны, потомки неолитических охотников на дикого оленя, населяют территорию с XV века до нашей эры. Суровая природа способствовала созданию совершенно особой культуры. Решительно все в ней: хозяйство,  мировоззрение, религия, фольклор – исключительно тонко настроено на жизнь в гармонии с окружающей средой, а важнейшие качества характера человека: самостоятельность, наблюдательность, рассудительность, ответственность – воспитывались с детства. Если наш современник представляет себя хозяином природы, древний нганасанин природу одухотворял настолько, что вел происхождение своего рода от какого-либо представителя животного мира, считал людей и животных равными в правах, верил, что животные и растения понимают язык человека, что одинаково грешно причинять вред как людям-соседям, так и окружающим травам, деревьям (да, просил прощения, объяснял причины, замаливал грехи, окармливал стихии)… Это было вековой стратегией выживания, сохранения равновесия в такой хрупкой экосистеме. И это ли не мощнейший сюжет для нравственного, экологического воспитания, образования  «цивилизованного» человека теперь?! Неприхотливые в быту, с детства привыкшие к суровым условиям быта и труда, северные народы обладают развитыми формами духовных практик, до сих пор мало исследованными; проникнуть в их загадочные души, постичь их удивительную музыкальную или игровую культуру, пожалуй, не менее трудно, чем покорить арктические льды. Но тем интереснее творческая сверхзадача для художников, известных в мире своим глубоким, серьезным отношением к сказке.

Одной из центральных тем творчества режиссера Евгения Ибрагимова стало размышление о взаимоотношениях создания и Создателя, а также о месте и ответственности Человека в мире. Это известный в мире режиссер-«кукольник», который теперь активно сотрудничает и с драматическими театрами (например, БДТ им. Товстоногова, театр «Мастерская» в Санкт-Петербурге, Московский губернский театр и др.), поскольку умеет не только воплотить на сцене «детский взгляд на действительность, где люди могут летать, как птицы, а звезду легко положить в карман»», но и глубоко, серьезно анализирует мир детства, отнюдь не утопический, полный реальных проблем и страстей. По первому образованию – артист: в Карачаево-Черкесском русском драматическом театре сыграл  более 20 ролей (1988-1993). Окончил факультет театра кукол СПБГАТИ (1998, курс Н. Наумова). Руководил театрами в Абакане (1998-2006), в Таллинне (2006-2010, Эстония), в Ческе-Будеевице (2010 – 2012, Чехия). Ставил спектакли во многих театрах России и зарубежья, неоднократно становился лауреатом Национальной премии «Золотая Маска»: «Якоб Якобсон» (2002), «…И пишу я тебе в первый раз» (2006), «Когда я стану маленьким» (2016), «Снегурочка» (2018). Лауреат премии Правительства России им. Ф. Волкова (2003), а также первый из «кукольников» получил премию им. К. Станиславского, лауреат премии «Золотой софит» (Санкт-Петербург). Последние работы режиссера посвящены иммерсивному театру, в котором куклы принимают активное участие наравне с объектами, артистами, тенями, а зритель перемещается в сложном пространстве. Нельзя не отметить в связи с избранной нами темой, что магия куклы имеет древнейшие ритуальные корни, и кто, как ни мастер кукольного театра, может проникнуть в тайны языческой игровой культуры, тем более в сотрудничестве с постановочной командой, создавшей уже не один известный, отмеченный фестивальными наградами спектакль.

Известный сибирский художник-универсал Дамир Муратов впервые побывал в Норильске при проведении Лаборатории современной драматургии «Полярка-2018» с выставкой «АНТИУТОПИЯ» и выразил искреннее желание продолжить творческое освоение Крайнего Севера, что и найдет воплощение в сценографии будущего спектакля. В 1998 году окончил художественно-графический факультет Омского педагогического университете им. А.М. Горького. С 1988 года ведет активную выставочную деятельность. Он занимается живописью, графикой, инсталляцией, артобъектами и не относит себя ни к одной из школ, считая, что все эти градации остались в прошлом веке, а сейчас важна «настоящность». Создает собственную поэтическую мифологию «сибирскости» брутальными средствами соцарта, «шершавым языком плаката», но не ограничивается этой темой. Его творческий девиз: «Ждут слева – появляйся справа». Его поэтика основана на парадоксах и оксюморонах, это зона высокого напряжения. Работы не предназначены для самодостаточного эстетического любования, но позволяют острее почувствовать настоящее. Представлен в сибирских музеях и частных собраниях, а также в коллекции ГЦСИ, в Московском музее современного искусства. Выставки прошли в Омске, Новосибирске, Барнауле, Томске, Уфе, Перми, Москве, Санкт-Петербурге и др. городах.  Известен и работами в театре: из последнего - художник-постановщик, художник по костюмам и куклам в спектакле «Завирухи Шишова переулка. Василеостровские встречи» по мотивам книги Эдуарда Кочергина (2017, БДТ им. Г.А. Товстоногова, режиссер Евгений Ибрагимов). Творчество Дамира Муратова принесло ему широкую известность не только в России, но и за ее пределами. «Муратов не столько художник, сколько культурный герой. Не в смысле герой культуры, как герой труда (хотя его трудолюбию позавидовать можно), а в мифологическом смысле – он изменяет мир, творит новый порядок, космос… руководствуется в своей деятельности такими принципами, которые большинство еще не способно сделать частью своего внутреннего мира: для него нет противоречия классики и неклассики, национального и общемирового, провинциального и столичного»  (Е. Груздов)