Крутите страницу дальше

Самый Северный

               На Таймыре уже давно бытует понятие "Норильский театральный феномен": Театр старше Города более чем на десяток лет, менял свой адрес, как минимум,  трижды, поскольку Город даже в самые трудные времена был озабочен тем, чтобы Театр обязательно находился  - в Центре. Воистину, именно здесь понимаешь, для чего нужен Театр - Человеку. Ведь строительством его занимался вначале не просто "голый Человек на голой Земле", а изгнанный, осужденный всеми Человек, на Земле, которая его вовсе не ждала и не была так уж ему рада. Да и время какое для начала творческого пути - 1941...

                История творческого коллектива  начиналась трагически: в сталинских лагерях на Таймырском полуострове. Это была, пожалуй, самая театральная ЗОНА в мире, поскольку почти в каждом лаготделении создавалась своя труппа, полупрофессиональная по статусу, но с первоклассными мастерами из обеих столиц. О декорациях, костюмах, постановках того времени ходят легенды. Здесь «сидел» Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия Урусова (актриса театра им. Ермоловой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх), Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский... Сюда сослали в полном составе Львовскую хоровую капеллу... В лагерных клубах скрипач Корецкий играл Равеля и Паганини, Сарасате и Баха, лагерным... джазом руководил композитор Кайдан-Дешкин (автор знаменитого пионерского гимна), а среди музыкантов - имя, например, Ивана Бачеева, ударника из оркестра Цфасмана, ассистента художественного руководителя Госджаза Кнушевицкого...

                Профессиональный театр развивался особым норильским способом: кого-то из артистов-заключенных лагерная администрация «отмечала», а дирекция театра «вытаскивала» из зоны. Таким образом, искусство (и в буквальном, и в переносном смыслах) стало способом освобождения от гнетущей реальности, единственной возможностью преобразить мир по законам Истины, Добра и Красоты. «Счастье и сладкая боль сердечная, восторг до слез – вот что такое был для нас Норильский театр в то далекое время», - вспоминают старожилы.

                Отличительная черта Норильска – его географическое положение, поэтому театр всегда стремился к тому, чтобы северяне не ощущали оторванности от больших городов, интересных творческих событий. Считаясь по праву центром культурной жизни заполярного города, «Маяковка» неизменно сочетала возможности разных театральных направлений, жанров, стилей с тем, чтобы максимально удовлетворить потребности зрительской аудитории. Переживая каждый календарный год вместе с норильчанами Полярную Ночь, деятели искусства этого театра особенно хорошо понимают, как важно дарить людям надежду, желание радоваться, любить жизнь, верить в лучшее…

                Сейчас это один из лучших творческих коллективов в Красноярском крае. Начиная с 1996 года спектакли Норильского Заполярного театра драмы становятся лауреатами краевых фестивалей: 1996-  «Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил» (5 номинаций); 1997-«Чума на оба ваши дома» ( 5 номинаций);1998- «Недоросль» (2 номинации); 1999- «Любоff» (2 номинации»); 2000- «Домик в Коломне» ( 4 номинации), «Веер леди Уиндермир» ( 2 номинации); «Принцесса Аннета»; 2001- «Школа с театральным уклоном» (3 номинации, премия Губернатора Красноярского края А.И. Лебедя); 2002- «Сильвия»(4 номинации); «Шут Балакирев» (4 номинации); 2007 – «…А этот выпал из гнезда» (5 номинаций), 2008 – «Скупой» (1 номинация), 2009 – «Вишневый сад» (2 номинации), 2010 – «Старомодная комедия» (1 номинация), 2011 – «Оркестр «Титаник» (2 номинации); театр награжден дипломом Законодательного собрания Красноярского края и знаком Законодательного собрания Красноярского края «ПРИЗНАНИЕ» . Норильская «Маяковка» участвует и в фестивалях, проходящих за пределами региона: в 1997 на Всероссийском фестивале сатиры и юмора ( г. Санкт-Петербург) «Золотой Остап» был вручен создателям спектакля «Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил»; в 1999 на фестивале «Свет лагерной рампы» ( г. Магадан) лучшим был признан спектакль «Любоff»; в 2001 для обсуждения на творческой лаборатории Всероссийского Пушкинского фестиваля ( г. Псков) был приглашен спектакль «Комические игры по поэме «Домик в Коломне». В 2003 на фестивале «Сибирский транзит»  спектакль «Школа с театральным уклоном» получил Губернаторскую премию, а артисты, занятые в нем ( Л. Сорокин и С. Ребрий), стали лауреатами премии им. В. Редлих ( I степени). Осенью того же года на фестивале в Ярославле театр получил премию им. Ф. Волкова Правительства РФ за вклад в развитие театрального искусства. Весной 2004 года на IV межрегиональном фестивале «Сибирский транзит» комедия «Татарин маленький» (в постановке Народного артиста России Александра Зыкова) признана «лучшим спектаклем фестиваля», актер Лаврентий Сорокин, исполнявший одну из главных ролей, получил премию им. В. Редлих (II степени), в 2005 году на фестивале «Сибирский транзит», проходившем в Красноярске, спектакль «Сирано де Бержерак» был отмечен в номинации «Лучшая мужская роль первого плана» (Л. Сорокин). А в 2010 году на фестивале «Ново-Сибирский транзит» спектакль «Старомодная комедия» был отмечен специальным призом председателя жюри, доктора искусствоведения А.В. Бартошевича. В 2011и 2013 гг. «самый северный театр в мире» стал организатором Международного фестиваля искусств северных городов мира «ПАРАЛЛЕЛИ», встретив на своей сценической площадке коллективы из Петрозаводска (Карелия) и Нюрбы (Якутия), Санкт-Петербурга и Москвы, Финляндии, Норвегии, Исландии, Канады, Голландии, Дании, Эстонии, Швеции.  Расширение творческих контактов, безусловно, важная составляющая художественного роста, развития. Это и было отмечено европейским международным фондом «Партнерство во имя прогресса» ( штаб-квартира в Париже), вручившим в 1998 «Золотую пальму» Норильскому Заполярному театру драмы как одному из заметных явлений в культурной жизни России.

В декабре 2009 года Законом Красноярского края  (№9-4246 от 24.12.2009) Норильский Заполярный театр драмы по всей совокупности достижений отнесен к числу особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края. Так что «сладкая боль сердечная» по-прежнему притягивает внимание зрителей: «Когда сопоставляешь еще не истлевшую, не прощеную историю мук и – солнечный, щедрый праздник норильских спектаклей, то поневоле впадаешь в волнение… Быть может, все воздается так – и молитвами в храме, и страстью на сцене. Талант играет материями, неподвластными рассудку».