Кто вы, Тартюф?

Анонс

Премьера марта – «Тартюф» Жана-Батиста Мольера, один из ключевых текстов мирового театра.

…Тартюф, несомненно, «герой» нашего времени: о нем неустанно думают, его усердно воплощают, интерпретируют, выводят то там то сям на сценические подмостки… Он является миру то костюмированным обедневшим дворянчиком, ставшим воплощением лицемерия, то современным политиком, ищущим эффектные неординарные пиар-ходы, то известным историческим персонажем (вроде Григория Распутина), овладевшим думами и  душами высокородного и благородного семейства, вступающего в катастрофическую свою пору, то поп- или рок- идолом, пророчествующим грядущий Апокалипсис… Тартюф изменчив как древнегреческий Протей, воплощение неукротимой морской стихии, поэтому каждый раз неизвестно, каким он явится вновь. Тартюф артистичен и мистичен, как Джокер, питающийся энергией заблуждения своих жертв и становящийся катализатором самых разрушительных процессов. Тартюф вездесущ, как Всемирное Зло, ибо Мольер, выводя на белый свет проделки «Общества святых даров», угадал: лицемерие, быть может, самый опасный общественный порок, способный погубить не только отдельно взятое семейство, но и мир в целом… За свое знание и желание высказать это миру, королю он заплатил очень высокую цену, нажив смертельных врагов, но все же пьеса, которую поначалу было запрещено не то что ставить и публиковать, но читать и слушать, - вышла, живет и сейчас звучит что-то уж очень актуально… Мир упивается тартюфами, видя в них чистую энергию… А тартюфы знай делают свое дело, открывая каждый раз нам хрупкость бытия и бездны отчаяния…

Бессмертное произведение великого комедиографа давно уже стало и притчей о драме, даже трагедии легковерия, самообмана будь то на почве бытовой или информационной, идеологической, политической, нравственной.  Трагична и смешна одновременно история о том, как безродный пройдоха искусным манипулированием, вкрадчивыми речами, животным чутьем всех нюансов человеческой психологии настолько взял верх над благородным и высокородным главой семейства Оргоном, что сумел не только завладеть имуществом жертвы, но и начал склонять к предательству/прелюбодеянию его домашних, да так успешно, что если б не вмешательство силы высшей, и памяти б о несчастном не осталось.  Трагедия – в столь очевидном и циничном, как, впрочем, и небездарном  по исполнению умалении высоты человеческого духа. Сатира – в точном знании человеческих слабостей и страстей, в тонкой, изящной, легкой игре с настроениями и привычками.  Оргон и Тартюф – взаимозависимы, как две стороны одной «медали»: без пассивной безответственности и страхов одного не было б мрачной экспансии другого.

Каждый персонаж в этом сюжете типичен и узнаваем по сей день, а образ центральный, заглавный – квинтэссенция зла, которое со времен Мольера, кажется, только набирает силу. «Тартюф нагл, целеустремлен. Он гибок. Он опасен!... он беспрерывно меняет лицо… способен выкручиваться самыми невероятными способами…это невероятно сложный тип. Ханжа? Ханжа. Но и страстная натура, у таких людей уйма энергии. Они способны повелевать целым миром» (А.В. Эфрос)

Комедия, принадлежащая эстетике классицизма, шагнула за рамки конкретной стилистической парадигмы, существует  на пересечении культурных и исторических эпох: в ней ощутимы/угадываемы карнавальные маски комедии дель арте, гиньоля, праздничная атмосфера шекспировских комедий, раблезианское свободомыслие и жизнелюбие… - все это делает произведение притягательной основой для театрального эксперимента, а многоплановость содержания создает возможность для безграничных интерпретаций.

В спектакле будет использован современный перевод новосибирского поэта, журналиста Сергея Самойленко, который поставил перед собой задачу – «дать читателю и зрителю возможность воспринимать мольеровский текст как современный… вернуть русскому «Тартюфу» свежесть, остроту, смелость, смех».

Постановку осуществит Николай Реутов, более знакомый норильским театралам как хореограф, режиссер по пластике таких спектаклей,  как «Домик в Коломне» (1999), «Шут Балакирев» (2001), «Сильвия» (2002), «Поллианна» (2003), «…А этот выпал из гнезда» (2006), «Продавец дождя» (2011) режиссера Александра Зыкова, «Золушка» (2010), «Мистификатор» (2009), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2013), «Полоумный Журден» (2021), «Элиза» (2022) режиссера Александра Исакова, «Филумена Мартурано» (2015) режиссера Александра Баргмана, «Жди меня… и я вернусь» (2016), «Норильские анекдоты» (2017), «Дракон» (2018), «Колчак Полярный» (2020), «Терраса» (2021), «Очи черные» (2022) режиссера Анны Бабановой и др. Известный хореограф, сотрудничающий с театрами Санкт-Петербурга, Москвы, Омска, Новосибирска, Минска, Бишкека, Уфы, Риги, Норильска, Перми, Красноярска, Хабаровска, Магнитогорска, Барнаула и др., Н.А. Реутов с 2016 года был художественным руководителем Няганского ТЮЗа, поставил как режиссер спектакли в Алтайском краевом театре драмы («Антигона» Ж. Ануй, 2022), Челябинском академическом театре драмы («Простые истории» автор и режиссер-хореограф, 2018), Татарском театре «Нур» («Лодочник» А. Яблонская, 2017), Тюменском Большом драматическом театре («Ханума» Г.Канчели , 2015) и др.  

Впервые приедут в Норильск для постановки художники Анвар Гумаров и Наталья Дружкова.

Сценографом норильского «Тартюфа» станет известный театральный и кинохудожник Анвар Гумаров. Окончил художественно-графический факультет Магнитогорского государственного педагогического института (1997) и курс В.И. Фирера на факультете сценографии и костюма Санкт-Петербургской Академии театрального искусства (2007). С 1993 года работает на сценических площадках разных театров страны и зарубежья: «Рататуй» (1993), «Преступление и наказание» (1993), «Соловей» (1994), «Майская ночь перед Рождеством….» (1999), «Игрок» (2007) – в Магнитогорском театре кукол и актера «Буратино»; «Гамлет» (2001), «Человек из Ламанчи» (2002) – в Магнитогорском театре драмы им. А.С. Пушкина; «Каин» (2009) в театре-фестивале «Балтийский дом», «Одиннадцатая заповедь» по мотивам пьесы «Фуэнте овехуна» (2009) в Государственном драматическом театре им. К. Хетагурова, «Мольер» (2011), «Бог резни» (2012) в Тюменском драматическом театре, «Бродвей» (2011) в Новокузнецком драматическом театре, «Нина. В стране снов» (2011) в Челябинском театре драмы им. Н. Орлова, «Иллюзии» (2012) в Санкт-Петербургском театре «Приют комедианта», «Отражения» (2012) в Ростовском-на-Дону молодежном театре, «Кто боится Вирджинии Вулф?» (2012) в Санкт-Петербургском академическом драматическом театре им. В.Ф. Комиссаржевской и др. Сотрудничает с режиссерами И. Лариным, Б. Цейтлиным, А. Баргманом, И. Осиповым, Н. Реутовым, М. Кальсиным, П. Шерешевским и др. Художник-постановщик более 25 киносериалов и фильмов, а также церемонии вручения театральной премии «Прорыв» (2010). Главный художник Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино» (1998-2002), Санкт-Петербургского «Такого театра» (с 2011), Санкт-Петербургского академического драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской (с 2014). Лауреат премий «Прорыв – 2011», «Золотой софит-2010».

Над костюмами будет работать художник Наталья Дружкова. Окончила художественно-постановочный факультет СПбГАТИ (2007, курс А.В. Орлова). Оформила более 30 спектаклей как художник-постановщик или художник по костюмам. Сотрудничала с Петербургским театром им. Ленсовета, Молодежным театром на Фонтанке, Свердловским академическим театром драмы, Новосибирским драматическим театром «Старый дом», Самарским ТЮЗом и др.

Световую партитуру спектакля создаст Тарас Михалевский, главный художник по свету театра «Школа драматического искусства», оформивший на нашей сцене спектакли "Бенефис Геннадия Несчастливцева", "Hamlet||Mousetrap", "Жди меня... и я вернусь", "ДРАКОН", «Полоумный Журден», «Мужской стриптиз», «Кошмар на улице Лурсин» и др.

В нашем театре «Тартюфа» последний раз ставили в благополучном 1983-ем, тогда режиссер Борис Преображенский создал спектакль с «богатым убранством сцены, роскошью исторических костюмов, стихами и музыкой». В его распределении Оргона воплотил Юрий Гребень, «актер с тонкой интуицией», который всегда ставил перед собой и решал сложные психологические задачи, он сыграл драму человека, обретшего веру… ценою заблуждения. А Тартюфа  по очереди исполняли артисты Владимир Апполонов и молодой Владимир Тягичев: первый - «солидный, спокойный и, пожалуй, несколько утомленный жизнью человек, который привык к тому, что его «праведные» слова гипнотически действуют на легковерных», во втором – «азарт, внутренний огонь, упоение той игрой, которую он ведет», этакий «святоша», почуявший конъюнктуру времени».  Рецензенты, правда, писали, что в той постановке, как в поединке, «Мольер принял вызов… и вышел победителем», что бы это ни значило… Впрочем, это было другое время, другой контекст.

Нынче в спектакле заняты Заслуженные артистки России Нина Валенская, Марина Журило, артисты Павел Авдеев, Александр Жуйков, Николай Каверин, Александр Носырев, Инесса Талашкевич, Евгения Хитрина, Анастасия Черкасова

В заглавной роли – Алексей Ковригин

В роли Оргона – Заслуженный артист России Сергей Ребрий

Высокая комедия Мольера, как и положено комедии, заканчивалась торжеством разума, добра и справедливости: являлся Офицер с провозглашением королевской воли, решения, расставляющего все точки над «i», так что власть Тартюфа оказывалась поверженной… Теперь чаще все иначе… Но как будет в нашем спектакле мы еще не знаем…

В любом случае премьера состоится   18  марта 2023 года.

 

 

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.