«На дне» по-неаполитански...

Анонс
«На дне» по-неаполитански...

Сезон закроется в июне премьерой зажигательной, солнечной итальянской комедии, победно шествующей сейчас по сценическим площадкам России, – «Аристократы поневоле» Эдуардо Скарпетты (другое название «Беднота и знать»). Режиссер-постановщик Анна Бабанова, сценограф Валентина Спевак, хореограф Николай Реутов, художник по свету Дмитрий Зименко, композитор Александр Кичигин. Перевод с итальянского Р. Гуарриеро, С. Токаревича.

Впервые увидев эту комедию на неаполитанской сцене в 1910 году, автор знаменитой русской пьесы «На дне» Максим Горький не сдерживал эмоций: «Смотрел я у Скарпетта, как голодные неаполитанцы мечтают, чего бы и как поесть  - смотрел и плакал… и  вся наша русская ложа плакала. Это – в фарсе! В фарсе, да! Не от жалости ревели, а от…  радости, что человек может и над горем своим, и над муками, и над унижением своим – великолепно смеяться!» А по окончании спектакля он послал автору пьесы и хозяину театра Эдуардо Скарпетте лавровый венок из бронзы в знак признания таланта и, видимо, в благодарность за такую азартную энергию сопротивления судьбе, подаренную  неаполитанцем.

Да, именно Неаполь мог породить такой талант – южный портовый город с совершенно особенной атмосферой и судьбой. Это точно уловил и описал примерно тогда же Анатолий Луначарский: «Воздух… море… Везувий… Неаполь… город нищеты… Зажиточное гражданство очень тонким слоем  сливок всплывает на полумиллионном горемычном простонародье. Иностранца неаполитанцы поражают сначала своей крикливостью, суетливостью, выразительной жестикуляцией, но если приостановиться, бросается в глаза контраст между горькой нуждой и какой-то непрерывной стихией веселья…  В отношении неаполитанца к смеху есть что-то вроде запоя: он лучше поставит ребром последнее сольдо или даже заложит что-нибудь из одежды, чтобы взять с приятелем ложу в театре и до слез похохотать…  Неаполитанцы до безумия любят театр».

Творческий взлет актера и драматурга Эдуарда Скарпетты пришелся на рубеж 19-20 веков. «Королем комиков» он стал потому, что хорошо знал законы театрального искусства, понимал, как рассмешить публику и жанр комедии положений освоил в совершенстве. С 4 лет на сцене, с 15 лет в штате театра,  как артист он странствовал в различных районах Калабрии, выступал на различных неаполитанских  сценах, наконец открыл собственную антрепризу… Написал около сотни пьес, адаптируя для итальянской публики сюжеты и французских фарсов, водевилей, создал собственную маску  остроумного простака Феличе Шошаммокка («счастливый удивленный»), принесшую ему оглушительный успех. В конце жизни на своем особняке он написал: «Qui rido io» («Здесь я, тот, кто смеется»), понимая, что смех можно извлекать из любых положений и житейских ситуаций («Когда  ищешь комедийность – ее находишь везде, даже среди слез и боли»; «Порок, как сорная трава, разрастается в низших слоях нашего общества, почти всегда придает горечь улыбке» - из «Мемуаров»).

Герои самой известной его пьесы «Беднота и знать» («Misery and nobility») как раз таковы («Мы сливки  низшего общества, самый цвет бедности!»), и исходная сюжетная ситуация для них – голод плюс перспектива в ближайшее время лишиться жилья и последнего имущества. Главы двух соседствующих семейств – неудачники, их профессии в упадке: Феличе – писарь, он поджидает на площади всех неграмотных для того, чтобы  оформить за них все необходимые тексты, а Паскуале – цирюльник, пускающий кровь всем страждущим переизбытком оной. Прогресс берет свое, так что их заработки стремятся к величинам отрицательным… Кажется, выхода нет… Но это только начало истории, в которой жизнь непредсказуема, а любовь пускает события в такую круговерть, что только успевай-поворачивайся-переодевайся!!! Бедняки в итоге оказываются талантливыми, хоть и не очень опытными артистами, играющими на слабостях и предрассудках людей знатных/богатых. А их простосердечие, добродушие, искренность и находчивость вознаграждены судьбой счастливым финалом затейливого приключения.

Участь «подлинных бедняков» или «мнимых аристократов» испытают на себе Заслуженная артистка России  Нина Валенская, Заслуженные артисты Красноярского края Варвара Бабаянц, Александр Глушков, артисты Денис Чайников, Анастасия Черкасова, Евгения Хитрина, Павел Егоров, Юлия Минкина, Александр Носырев, Алексей Ковригин, Иван Розинкин, Ярослав Сурженко.

До встречи на премьере – 23 июня!!!)))

 

 

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.