Крутите страницу дальше

Спектакли

Игроки

Почти детективная история, где немало драматизма, но немножко и анекдот - об обманутом обманщике, где все персонажи - плуты, где реальность дробится на множество мнимых картин, а автор размышляет о природе страстей и душе человеческой, о Милосердии и Справедливости и о том, что есть Истина.

Автор спектакля: Н.В. Гоголь

Режиссер - Владимир Данай (Смирнов), сценограф - Дмитрий Разумов, художник по свету - Иван Виноградов

Премьера: 21 ноября 2020 г.

Состав актеров:

Роман Лесик (Ихарев), Александр Герасимчев (Алексей), Степан Мамойкин (Гаврюшка), Ярослав Сурженко (Кругель), Алексей Ковригин (Швохнев), Сергей Даданов (Утешительный), Денис Чайников (Глов-старший), Евгений Нестеров (Глов-младший), Заслуженный артист России Яков Алленов (Замухрышкин), Евгения Воронова (поломойка)

Большая сцена

Для кого спектакль: Взрослые

16

Даты показов:
16 декабря 2020, среда, 19:00

«В русской жизни карты – одна из непреложных и неизбежных стихий» (П. Вяземский) «Хорошая Игра» – великий искус, иллюзия насыщенной событиями жизни и азартной деятельности: «заправлять арапа», «метать атанду», «передергивать», «биться в лоб», «лимонить», «втирать очки», «крутить мельницу»… - да мало ли хитрых и энергичных слов заставляют людей переживать бурю страстей… Но иллюзия, рано или поздно, рассеивается. А что потом?

«Игроки» - пьеса-лабиринт, в ней все обманывают всех, и все вместе пытаются перехитрить судьбу… Реальность множится: для искусника Ихарева она одна, для компании Утешительного – другая… Каждый блуждает за своим миражом и периодически разбивает лоб в тупике… А за всем этим - глобальное обобщение: «такая уж надувательская земля!»

 «Эта комедия - некая критическая точка творческой эволюции Гоголя, в которой светская тема обмана решена как проблема затемненности истины в человеческом общении и высвечена изнутри уже сформировавшимся религиозным представлением об источнике истины, потерянном заблудшим поколением» (Ю. Лотман)

Не так ли и мы теперь плутаем? Кто не шулерствовал? Кто не был бит? - впрочем и навязанных плутовских реальностей в наш информационно-цифровой  век гораздо больше… 

Сцена с самого начала играет с партером в том смысле, что рисунок супера почти точно повторяет оформление стен зрительного зала, но… через какое-то время эта монолитная геометрия наполняется воздухом и светом, и непрозрачная стена превращается в решетку… Решетку «мышеловки»… Мышами-мороками ее заполняют, кажется, бесконечно поднимающиеся из трюма игроки: безликий серый ряд Игрой «мобилизованных и призванных» всё идет и идет, и эта почти мистическая картина настраивает на встречу с чем-то зловещим. А что страшнее азартной Игры, где в какое-то мгновение могут быть проиграны не то что состояния… человеческие судьбы и даже жизни…

Этот Гоголь, кажется, уже прочитал… «Записки из Мертвого дома» и посмотрел… «Криминальное чтиво», и его игроки не балагуры-затейники, персонажи старой комедии про «дела давно минувших дней», а современные жесткие и жестокие шулеры, в меру обаятельные и циничные, абсолютно расчетливые, готовые в любой момент перестрелять друг друга, если того потребует поворот сюжета. По «распределению работ» выходит так: компания вроде как начинающих «мелких бесов» переигрывает сущего Демона (против Романа Лесика в роли Ихарева выступают Ярослав Сурженко-Кругель, Алексей Ковригин-Швохнев, Евгений Нестеров – Глов младший, Сергей Даданов-Утешительный), привлекая, правда, и «тяжелую артиллерию» картежников-игроков со стажем (Денис Чайников был очень убедителен в роли Глова-старшего, а Заслуженный артист России Яков Алленов – в роли взяточника Замухрышкина). А их криминальные будни и праздники освещает своим потусторонним присутствием некая Девушка (артистка Евгения Воронова), может, Аделаида Ивановна, а впрочем… Она их вызывает к жизни для Игры, она подводит их к схватке и следит за каждым их ходом, она же утешает/упокоивает проигравших, напевая по-английски знаменитую некогда песенку Rivers of Babylon”(Группы”Boney M”), написанную, как известно, на библейский 136 псалом и посвященную плачу человеческому о греховном пленении и изгнании из рая.

«Игроки», одно из последних художественных произведений Н.В. Гоголя, насыщено уже не столько мистическим, сколько религиозным подтекстом (ведь вскоре после написания этой пьесы в жизни Автора – отказ от художественного творчества). Главный герой здесь - «Гамлет нового времени» - помещик Ихарев, профессиональный шулер, превративший жульнические приемы в искусство. В спектакле его история несколько укрупняется: мы обнаруживаем, что рассказ о мальчике с необыкновенными способностями в метании карт и о его папеньке каким-то образом относится к детству Ихарева… И, следовательно, история его крупнейшего, возможно, последнего проигрыша вписана в библейский сюжет о блудном сыне, которому вернуться не к кому… Режиссер усилил драму главного героя, доведя его до убийства, кажется, неожиданного даже для него самого. Но вообще, наблюдая за перипетиями этой Игры, ловишь себя на мысли: как легко в азарте игрок пересекает грань, за которой, увы, пустота…

By the rivers of Babylon, there we sat down

Ye-eah we wept, when we remembered Zion…

By the rivers of Babylon, there we sat down

Ye-eah we wept, when we remembered Zion…