В лагерных отделениях действовали культурно-воспитательные части, состоявшие из драматических, музыкальных коллективов, литкружков. Проводились общелагерные Олимпиады художественной самодеятельности, шахматные турниры, смотры стенной печати. Работали театр, художественная мастерская Культурно-воспитательного отдела.
Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского — самый северный театр в мире и центр культурной жизни Норильска.
Отличительная черта Норильска — его географическое положение. Театр всегда стремился к тому, чтобы северяне не ощущали оторванности от больших городов, интересных творческих событий. «Маяковка» неизменно сочетала возможности разных театральных направлений, жанров, стилей с тем, чтобы максимально удовлетворить потребности аудитории.
Открытие первого сезона Заполярного театра (профессионального, вольнонаемного) состоялось на рубеже 1941-1942 гг.: композиция «Строгие времена», посвященная Великой Отечественной войне, прошла в приспособленной под театр столовой 2-го лаготделения. Среди первых постановок… «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони (постановка Демиховского) — комедия dellarte из солнечной, теплой Италии… в завьюженном заполярном поселке… в самом начале войны… Рассказывают, что заключенные стремились попасть в этот театр: их вылавливали в зрительном зале, за кулисами, в гардеробной… наказывали «за нарушение режима»… и снова вылавливали…
Первые годы — по 15 премьер за сезон. Начало спектаклей в 21.00. С 1947 г. даже открыли «сквозной» автобусный маршрут «Горстрой-Театр» (проезд по билетам на спектакли), а начальство комбината могло, например, отправить самолет в Красноярск за цветами артистам в день премьеры.
Театр получил новое здание (на ул. Севастопольской), в труппе — артисты высокого творческого полета, и ссыльные, и вольнонаемные: Е.М. Юровская, Е.Ю. Урусова, Г.С. Жженов, И.М. Смоктуновский, А.И. Щеголев, Е.И. Мокиенко, Е.К. Евстратова, С.Г. Берлин и др.
А во главе творческого состава с 1954 по 1962 гг. режиссер Ефим Львович Гельфанд — «человек, который не просто исповедовал в искусстве принципы романтизма, героико- романтического, — он иначе и не видел мир. Вместе с легендарным Олеко Дундичем он дрался в конармии Буденного, вместе с Оводом поднимал на борьбу итальянцев, и болели шрамы от предательств и пыток… У него был неожиданный юмор, и походил он на того, кем на самом деле и был, — на актера школы великого Михоэлса» (Н. Нечаев)
Артисты бывали с выездными спектаклями в лаготделениях: «В спектакле «Ночь испытаний» мы с актрисой Кобзевой играли следователей. Я-то просто людей допекал, обеспечивая их «посадку», но это не вызывало особых эмоций в зале: таких следователей заключенные, видимо, насмотрелись. Моей партнерше досталась роль «идейной» негодяйки, которая подводила теоретическую базу под свои действия. Чувствовалось, зал постепенно копил злость. Когда же Кобзева произнесла: «Наш советский суд зря никого не осудит!» — что произошло в рядах зрителей! Не просто ропот — шквал протеста!.. Больше этот спектакль в лагере не показывали, на «контингент» вывозили только классику» (С.Г. Берлин) Близилась забастовка 1953 года в Норильлаге…
Норильск в удивительной судьбе Народного артиста СССР Георгия Степановича Жженова – лишь эпизод (1949-1953 гг.), драматический (второй арест и ссылка), но человечески и творчески насыщенный. «В Заполярном театре я работал так активно, как не работал в Академическом театре Моссовета…- 12 премьер за сезон! Одну начинал играть, а уж репетировал следующую. Конечно, это приучило к активности, к быстрому способу работы. В кинематографе мне это потом сослужило добрую службу… Я рад, что в моей судьбе был Норильск» (Г.С. Жженов). Да и какие роли: Шарль Гранде («Евгения Гранде» по О. де Бальзаку), Мартини («Овод» по Э.Л. Войнич), Горецкий («Волки и овцы» А.Н. Островского), Нил («Мещане» М. Горького), Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова), Герман («Таня» А. Арбузова)… - таков был репертуар ссыльного артиста. Одним из первых в Норильске он был реабилитирован и освобожден от ссылки.
В сентябре 1961 года состоялась судьбоносная премьера: «Клоп» В. Маяковского в постановке Е. Гельфанда – первое в истории нашего творческого коллектива обращение к наследию великого поэта, после которого и в ознаменование 20-летия театру присвоено его имя.
Центрального персонажа этой феерической комедии, бывшего рабочего Присыпкина с блеском играл один из ведущих артистов театра Всеволод Константинович Лукьянов («мягко, но остро, с удивительным богатством красок и приспособлений!»-«Заполярная правда»). За четверть века в Норильске - более ста актерских и около двадцати режиссерских работ, награды не только творческие, но и звание Почетного гражданина заполярного города.
Поставленный В.К. Лукьяновым «Аленький цветочек» по С. Аксакову «прожил» несколько десятилетий (в 70-е гг. роли в сказке достались артистам Л.И. Потехиной и А.П. Ксенюку, которые, возможно, смотрели этот спектакль в нашем театре еще детьми).
В июне 1961 года творческий коллектив впервые выезжает на гастроли – в Красноярск.
«Театр нужен каждому городу, но городу, расположенному за 69-ой параллелью, где девять месяцев в году на улицах не тает снег и в течение двух месяцев нет солнца, — такому городу...театр необходим вдвойне. Астров в «Дяде Ване» утверждает, что там, «где мягкий климат, там жизнь идет мягче, нежнее».
Плеяда талантливых режиссеров (Станислав Илюхин, Герман Носатов, Исаак Дубов, Семен Гальперин, Андрей Андреев, Леонид Белявский), сильная, постоянно прирастающая творческой молодежью труппа, репертуар, которому могли бы позавидовать даже столичные коллективы, – «золотая эпоха» для Норильска и его театра.
Многие премьеры «Маяковки» воспринимались не только как творческие события, но и как явление в общественной жизни: темпераментный революционный мюзикл «Темп-29» по Н. Погодину, шокирующий жесткостью «Случай в метро» Н. Баэра, озорной «Девятый праведник» Е. Юрандота, захватывающая «Мистерия-буфф…» по В. Маяковскому, завораживающие «Три сестры» А.П. Чехова – эти постановки главного режиссера Леонида Савельевича Белявского и другие представлены в афише первых гастролей театра в Москве (1979) на сцене Театра им. Ленинского комсомола (ЛЕНКОМа). Аншлаги на спектаклях, ажиотаж по поводу «лишних билетиков» - знак несомненного творческого успеха, причины которого пытались определить и норильчане, и москвичи: «Шесть из семи привезенных спектаклей были неизвестны на столичной сцене…постановки были современными не только по поднятым проблемам, но и по средствам театральной выразительности» (Т. Марчевская, «Заполярная правда»); «Москву на мякине не проведешь. По воодушевлению зала, по крикам «браво» ясно: вы закружили, завертели зрителя, добились своего, «забили гол» (Е. Симонов, Народный артист СССР, главный режиссер Театра Вахтангова); «Почерк режиссера Л. Белявского отличается четкостью, динамичностью. Все постановки энергичны, решительны… Однако режиссура «не забивает» актеров. Они играют с превеликим удовольствием… тут каждый – на своем месте» («Огонек»).
Предъюбилейный гастрольный тур в Ленинграде и Вильнюсе (1981), отмечен событием: среди спектаклей – премьера по пьесе драматурга А. Володина «Две стрелы» (режиссер Л.С. Белявский). С 1967 года произведение держали «под сукном», автора критиковали «за пессимизм, мелкотемье, дегероизацию действительности», но во время гастролей нашего театра в Ленинграде он участвовал в генеральных репетициях и был на первых показах. Это не единственный прорыв репертуарных запретов, но удачный. Позже (в 1984 г.) уже созданный режиссером Б.Н. Преображенским спектакль «Аристократы» по пьесе Н. Погодина (о «перековке» людей… Беломорстроем) после «сдачи» был запрещен к показу. «Злая, антисоветская по тем временам пьеса. О ней знали, много говорили, но ставить – не ставили. Боялись. А Борис Николаевич взялся…но, увы. Побоялись наши начальники на люди спектакль вынести. А жаль» (Из интервью артиста В. Тягичева). Впрочем, события тогда развивались стремительно, и тема еще заявила о себе…
С 1985 по 1989 гг. руководил театром режиссер Анатолий Леонидович Кошелев. Его постановка «Особое назначение (Завенягин в Норильске)» по драматической хронике В. Левашова (1987) обозначила новую веху в истории нашего театра, города, страны. «В сущности, полемика вокруг этого спектакля стала первым в норильской истории публичным идейным спором, в результате которого табу с «лагерной темы» была навсегда снято… Спектакль произвел оглушительное впечатление: впервые не с трибуны, не со страниц газеты, а с театральной сцены прозвучала правда о Норильске. О том, что строили его заключенные. Что для Завенягина «норильская командировка» была не почетным поручением, а ссылкой». (Из книги В. Толстова «Летопись Норильска»).
Образ А.П. Завенягина достоверно, органично воссоздал Юрий Алексеевич Цурило, работавший тогда в Норильске, впоследствии артист Александринского театра, более 30 лет снимающийся в кино. «В театр приехал мэр города Юрий Смолов – проконтролировать работу строителей. Цурило готовился к прогону какой-то сцены и ходил в одиночестве за кулисами. Там он и столкнулся с мэром. Через некоторое время Смолов подлетел к режиссерскому пульту. Вид у него был растерянный. «Там стоит человек, очень похожий на… Завенягина», - сказал он. «А это и есть Завенягин!» – радостно заорали мы с Кошелевым. И тогда я первый раз поверил, что спектакль получится» (Из воспоминаний драматурга В.В. Левашова) «Артист, и впрямь обладавший поразительным портретным сходством с А.П. Завенягиным, сумел показать своего героя не одержимым одной-единственной страстью «железобетонным» руководителем, давшим имя комбинату, - есть в созданном им образе и мягкость, и простота, и даже доля задушевного лиризма» (Г. Кродерс).
В 1987 году творческий коллектив получил новое театральное здание, в котором работает и по сей день. Построено оно было в рекордные 45 месяцев.
«Заполярным театром Григория Горина и Юлия Кима» называли тогда норильскую «Маяковку», возможно, в шутку, но, кажется, и всерьез, поскольку их драматургия попадала точно в нерв этого непростого десятилетия, подвергавшего все сомнению и взыскующего покаяния… А творческие контакты авторов с главным режиссером, впоследствии художественным руководителем театра Александром Марковичем Зыковым (отдавшим Крайнему Северу почти 20 лет – с 1987 по 2006 гг.) привели к появлению ряда значимых и знаковых постановок
Пьеса Ю. Кима «Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил» по мотивам романа В. Войновича впервые «прозвучала» именно на норильской сцене – и в этом была своя логика судьбы. Премьера эта имела успех оглушительный – зрители разных городов (Норильска, Красноярска, Москвы, Петербурга, Твери) угадывали за судьбой героев этой истории ироничное и горестное, выстраданное временем обобщение…
«До сих пор у меня перед глазами зал Красноярского оперного театра на краевом фестивале 1996 года. Публики набилось столько, что казалось, обрушатся и балкон, и ложи. В партере стояли, «счастливчики» сидели прямо на полу: шел норильский «Чонкин»… После спектакля публика исходила криками, утирала слезы, овация была бесконечной. Специалисты говорили об оригинальной режиссуре, о спектакле товстоноговского масштаба и глубины… Анекдот как жанр, кроме смеха, обычно иных эмоций не вызывает. А на норильском «Чонкине» зал плачет… над судьбами подневольных колхозников… над судьбами гонимых системой супругов евреев… плачет о судьбе России… плачет и о своей судьбе – судьбе нехозяина, изгоя на родной земле» (Э. Ванюкова, «Вечерний Красноярск»)
Творческий актерский дуэт, сложившийся в 90-е, немало прославил норильскую «Маяковку»: «Любимцы публики – Сергей Ребрий и Лаврентий Сорокин – представляют традиционную театральную пару: рыжий клоун – белый клоун.
В 1998 г. норильский спектакль впервые был показан за границей: премьера комедии «Любоff» М. Шизгала состоялась в Магадане (на фестивале «Свет лагерной рампы»), прошла в Петербурге (на сцене «Комиссаржевки»), а после … в Швейцарии (Женеве, Лозанне), где театр был награжден призом «Золотая пальма» как заметное явление российской культуры.
Первое десятилетие нового века, тысячелетия – время встреч и расставаний, время поиска… Гастрольные и фестивальные поездки творческого коллектива были тому основной причиной. Полномасштабные гастроли в Красноярске (2000, 2004, 2008), Твери (2001), Санкт-Петербурге (2001), успешные выступления на фестивалях краевых, межрегиональных «Сибирских…» и «Ново-Сибирских Транзитах» (2003, 2004, 2005, 2010), на Всероссийском Пушкинском фестивале в Пскове (2001) и Международном фестивале им. Федора Волкова в Ярославле (2003). Театр много встречался с ведущими российскими критиками, знакомился с новыми артистами, режиссерами, художниками…
Самое драматическое событие тех лет – пожар 2002 года, уничтоживший зрительный зал, новое свето- и звукооборудование, причем огонь вспыхнул точно перед началом первой репетиции («читки») по пьесе Г. Горина «Забыть Герострата!». Потрясением для всех работников театра стал и отклик норильчан на эту беду: на следующий же день раздалось множество звонков – люди предлагали свою помощь; школы, предприятия спрашивали, куда перечислять деньги… В городе прошло несколько благотворительных марафонов-концертов, в которых приняли участие все творческие коллективы города… «Свидетельствую, с волнением пережив три многочасовые концерта-марафона, - это был полет благородства и самоотдачи. Мы вроде бы не раз видели его участников во всевозможных концертах и шоу. Знаем, как талантливы наши музыканты и певцы, хороши танцоры Малько и народный ансамбль «Оганер». Но на этот раз любимцы публики были объединены одной высокой идеей. И, честно говоря, более одухотворенного и трогательного зрелища трудно представить» (И. Даниленко). Театр был восстановлен за рекордные и символические 9 месяцев, открылся премьерой трагикомедии «Забыть Герострата!», а на средства собранные зрителями, и взрослыми, и юными, куплена роскошная люстра зрительного зала.
Наиболее широкое обсуждение вызвали, пожалуй, три премьеры. На межрегиональном фестивале «Сибирский транзит», объединяющем театры Сибири, Урала и Дальнего Востока, заполярная «Маяковка» впервые заявила о себе в 2003 году (Омск) спектаклем «Школа с театральным уклоном» Д. Липскерова (постановка А.М. Зыкова), за актерское мастерство тогда были награждены Лаврентий Анатольевич Сорокин и Сергей Николаевич Ребрий. «Ненарочито умная режиссура дает возможность актерам проявить себя в полном блеске. Это спектакль энергичного преодоления вечной мерзлоты и полярной темноты» («Культура»). А через год «Татарин маленький» А. Пояркова (режиссер А.М. Зыков) был признан «лучшим спектаклем» на фестивале в Томске (2004). «В норильском спектакле каждая клеточка продумана и наделена душой, поэтому он обладает столь покоряющим качеством – цельностью. Но не замкнутой, а способной поделиться своей гармонией с каждым, излечивая его тем самым от одиночества» («Под маской», Новосибирский журнал об искусстве). Спектакль «Оркестр Титаник» Х. Бойчева стал дипломной работой Тимура Файрузова на режиссерском факультете Театрального института им. Б. Щукина, открыл репертуар Малой сцены нашего театра, был отмечен как «лучший режиссерский дебют» на краевом фестивале «Театральная весна» (2011), как «лучший спектакль» - на втором Федеральном фестивале «Театральный Олимп» (2012, Сочи), его показал телеканал «Театр» (Москва), он впервые представлял наш творческий коллектив на международном фестивале фестивалей «У Золотых Ворот» (Владимир, 2014).