Дамир Муратов
Известный сибирский художник-универсал Дамир Муратов впервые побывал в Норильске при проведении Лаборатории современной драматургии «Полярка-2018» с выставкой «АНТИУТОПИЯ» и выразил искреннее желание продолжить творческое освоение Крайнего Севера, что и нашло воплощение в работе над спектаклем «Сны Белой земли» (постановка 2019 года)
В 1998 году окончил художественно-графический факультет Омского педагогического университете им. А.М. Горького. С 1988 года ведет активную выставочную деятельность. Он занимается живописью, графикой, инсталляцией, артобъектами и не относит себя ни к одной из школ, считая, что все эти градации остались в прошлом веке, а сейчас важна «настоящность». Создает собственную поэтическую мифологию «сибирскости» брутальными средствами соцарта, «шершавым языком плаката», но не ограничивается этой темой. Его творческий девиз: «Ждут слева — появляйся справа». Его поэтика основана на парадоксах и оксюморонах, это зона высокого напряжения. Работы не предназначены для самодостаточного эстетического любования, но позволяют острее почувствовать настоящее. Представлен в сибирских музеях и частных собраниях, а также в коллекции ГЦСИ, в Московском музее современного искусства. Выставки прошли в Омске, Новосибирске, Барнауле, Томске, Уфе, Перми, Москве, Санкт-Петербурге и др. городах. Известен и работами в театре: из последнего — художник-постановщик, художник по костюмам и куклам в спектакле «Завирухи Шишова переулка. Василеостровские встречи» по мотивам книги Эдуарда Кочергина (2017, БДТ им. Г.А. Товстоногова, режиссер Евгений Ибрагимов). Творчество Дамира Муратова принесло ему широкую известность не только в России, но и за ее пределами. «Муратов не столько художник, сколько культурный герой. Не в смысле герой культуры, как герой труда (хотя его трудолюбию позавидовать можно), а в мифологическом смысле — он изменяет мир, творит новый порядок, космос... руководствуется в своей деятельности такими принципами, которые большинство еще не способно сделать частью своего внутреннего мира: для него нет противоречия классики и неклассики, национального и общемирового, провинциального и столичного» (Е. Груздов).