Анатолий Кошелев
АНАТОЛИЙ КОШЕЛЕВ — окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (мастерская З.Я. Карагодского) с 1974 году. Работал главным режиссером в драматических театрах Новгорода и Горького (ныне Нижний Новгород). Впервые в Норильск приехал в 1984 году, руководил театром до 1989 года. Поставил такие спектакли, как «Конармия» И. Бабеля (1985), «Особое назначение», «Чмо» В. Левашова (1987), «Дальше... Дальше... Дальше!» М. Шатрова (1988) и др.
После прошел стажировку в Джексонском университете (США) по криминальной журналистике и электронным СМИ, много занимался телевидением: был главным режиссером, главным редактором телекомпаний «ТВС», «ТВ-6 Москва-Новгород», «Триада». Со спектаклем «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского гастролировал в Англии (Уотфорд, «Палас-театр», 1992).
Вернулся в наш театр в 2001 году. С 2007 года снова работал главным режисером. В 2013-м он уехал с семьей из Норильска.
По отзывам театральных критиков середины «нулевых» годов уже нового века, «Анатолий Кошелев — кристально интеллигентный человек, тонкий, добрый. Может быть, недостаточно жесткий для такой должности, но не довольно ли жестокости в этом мире?» (Анастасия Ефремова); «Если приглядеться к спектаклям Анатолия Кошелева, то отметишь его склонность неброско, тактично завязать разговор со зрителем и, начиная иногда с пустяков, выводить разговор на серьезную, нешуточную тему, которая и заинтригует, и проймет» (Николай Жегин). Человек начитанный, сведущий во многих вопросах, замечательный рассказчик, Анатолий Леонидович очень часто основывал свои постановки на хорошем, проверенном временем литературном материале: сказки В. Гауфа и новеллы Дж. Бокаччо, рассказы А.П. Чехова и А. Вампилова, пьесы А.И. Островского и М.А. Булгакова... Современный зритель помнит его постановки «Свои люди — сочтемся», «Провинциальные анекдоты», «Два вечера в веселом доме», «Кабала святош», «Пестрые рассказы», «Вдовий пароход»... Но был в его жизни и в истории нашего театра период, когда высокая литература, освобождаясь от запретов, привносила в жизнь общества дыхание свободы. И нужно было обладать настоящей смелостью, чтобы дать ей дорогу на сцену. Во второй половине 80-х, когда А.Л. Кошелев стал главным режиссером театра, в репертуаре появились тексты авторов «внутренней эмиграции» Советской России: «Самоубийца» Н. Эрдмана (поставленный режиссером А. Зыковым, приглашенным А. Кошелевым в Норильск), «Багровый остров» и «Собачье сердце» М. Булгакова, «Конармия» И. Бабеля, «Дальше... Дальше... Дальше...» М. Шатрова... Навсегда в историю нашего театра и города вошла постановка Анатолия Кошелева по пьесе В. Левашова «Особое назначение (Завенягин в Норильске). Драматическая хроника» (1987), открывшая первый сезон в новом здании театра на Ленинском проспекте и одновременно обозначившая новую эпоху в осмыслении нашего прошлого и настоящего. «В сущности, полемика вокруг «Особое назначение» стала первым в норильской истории публичным идейным спором, в результате которого табу с «лагерной темы» было навсегда снято... Спектакль произвел оглушительное впечатление: впервые не с трибуны, не со страниц газеты, а с театральной сцены прозвучала правда о Норильске. О том, что строили его заключенные. Что для Завенягина «норильская командировка» была не почетным поручением, а ссылкой. «Особое назначение» вызвало не только общественный резонанс, но и атаку». (В. Толстов. Из книги «Летопись Норильска»).
Иную степень внутренней свободы и правды обозначил еще один спектакль режиссера А.Л. Кошелева, также основанный на местном материале: в трудовом летнем лагере неформальная профашистская организация жестоко расправлялась с неугодными... — так в репертуаре театра появилась пьеса «ЧМО» В. Левашова. Это была настоящая «шоковая терапия»: нетрадиционно «вольная» лексика, звучащая со сцены (дающая о себе знать уже в заголовке), пугающая своей смелостью сцена избиения главного героя под звуки ... Гимна СССР, целый клубок тяжелых событий, который становится последним пунктом обвинения... Т.е. все то, что десятилетие позднее определит эстетику так называемой «новой драмы» в современном театре...
Так что в интеллигентном, начитанном, добром, деликатном Анатолии Кошелеве было немало творческой смелости и мужества... он принимал вызовы времени... он брал ответственность на себя... он умел помочь и поддержать в трудную минуту... Таким мы его и запомним.
Умер в 2019 году