Человек на охоте... Печальная комедия
В год 200-летия со дня рождения А.Н. Островского ноябрьская премьера на основной сцене - комедия «Волки и овцы»: режиссер – Анна Бабанова, сценограф – Валентина Спевак, художник по свету – Игорь Фомин, хореограф – Николай Реутов, композитор – Андрей Федоськин.
Удивительно, но с течением времени драматургия А.Н. Островского не теряет актуальности, причем настолько, что, кажется, что все его беркутовы, лыняевы, горецкие, чугуновы, мурзавецкие и купавины – герои сегодняшнего дня, а не провинциальные помещики, чиновники или делопроизводители конца XIX века. И уж точно все они - не музейные экспонаты. Так что рано еще с его фолиантов пыль сдувать, эти тексты востребованы, активно работают в веке XXI. Он зафиксировал русскую жизнь в своих картинах и диалогах, и узнаваемость им созданного - знак того, что мы очень мало меняемся.
«Разве кругом нас люди живут?.. Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать…» - так рассуждает один из героев «печальной комедии», созданной в далеком 1875-м по горячим еще впечатлениям от нашумевшего в Московском окружном суде дела игуменьи Митрофании, настоятельницы Серпуховского монастыря, обвиненной в мошенничестве и подлогах. Именно ее на суде назвали «волком в овечьей шкуре», что и зацепило воображение драматурга.
Время идет, а нравы тех, кто живет погоней за успехом и богатством, становятся только изощреннее. Разве что границы между хищниками и их жертвами все менее определены, так что смотрят они друг на друга как в зеркало, наслаждаясь живым опасным общением.
Страсти вокруг молодой богатой вдовушки Евлампии Купавиной – это и комедия, и мелодрама, и детектив. Охота за деньгами рождает множество плутовских планов и сюжетов, но когда в расчеты вмешиваются еще и «нежные чувства» - трудно разобрать, где волки, где овцы… Так что правду в народе говорят, «ловит волк, ловят и волка» или «волки едят, но и волков едят»… Эти пословицы автор планировал поставить в заголовок пьесы, но что-то его удержало от однозначной расправы над «волками» в финале, скорее всего, понимание того, что жизнь сложнее, разнообразнее и мудрее устроена…
В данной пьесе нет проходных, второстепенных ролей, все герои – на первом плане происходящего, образы написаны ярко, с настоящими эмоциями, требуют виртуозного исполнения, так что «Волки и овцы» - основа настоящего торжества актерского Мастерства и Духа! При этом, как показывает театральная практика последних десятилетий, произведение допускает разнообразные режиссерские интерпретации (от гениальной версии Петра Фоменко - до памфлетной постановки Константина Богомолова), оставляя незыблемым едко насмешливое отношение к самому этому социальному явлению – охоте за деньгами, которая властвует в обществе и разрушительно действует на судьбы людей.
В спектакле заняты Заслуженные артистки России Нина Валенская, Марина Журило, артисты Иван Розинкин, Юлия Минкина, Инесса Талашкевич, Николай Качура, Евгений Нестеров, Павел Егоров, Александр Петряев, Денис Чайников.