К 100-летию Народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского

К 100-летию Иннокентия Михайловича Смоктуновского, великого русского артиста театра и кино, наш театр готовит VR-прогулку c гением – спектакль «Быть Смоктуновским».
Автор идеи и режиссер-постановщик Анна Бабанова, художник-постановщик Валерия Романова, композитор – Андрей Федоськин, авторы видео-контента Егор Тулновский, Людмила Кожевникова. Автор пьесы – Михаил Ярош-Барский. Премьера состоится 28 марта на Основной сцене.
Документальной основой для нашей творческой разработки послужила книга воспоминаний и размышлений самого юбиляра под характерным и знаковым заголовком – «БЫТЬ», кажущимся прямым и решительным ответом на знаменитый гамлетовский вопрос…
«Меня иногда упрекают в том, что для моего Гамлета не существует «быть или не быть?», что для него существует только первое – «быть». Но я не могу воспринимать знаменитый его монолог как кульминацию сомнений и колебаний уже потому, что … сомнения, колебания – признак слабости, бездейственности. А Гамлет – сильный, решительный человек. Шекспир наделил его огромной душевной волей и умственной энергией. Монолог Гамлета – это скорее трезвое осознание ужаса жизни в «вывихнутом веке», раздумье о возможности «не быть». Но эта возможность легкая – она для слабых, а не для него… По-моему, катастрофа уже в том и именно в том, что Гамлет – молодой, здоровый, умный, совершенно конкретный в своих поступках человек вынужден обстоятельствами жизни ставить такой вопрос. Это трагедия знания, а не сомнения» (И.М. Смоктуновский)
Человек сложной судьбы, не единожды посмотревший смерти в глаза, солдат Великой Отечественной, дважды получивший медаль «За отвагу», прошедший через страшные сражения, плен, побег из него, через скитания и мытарства, Иннокентий Михайлович Смоктуновский создал Гамлета совершенно особенным, таким, каким никто не мог создать этот образ до него – по глубине мысли, переживания, по силе воли, характера, знания, таланта… Справедлива и кстати здесь поэтическая формула: «… тут кончается искусство// и дышат почва и судьба» (Б. Пастернак)
Потому так хочется разобраться в поворотах, излучинах и уроках его Судьбы, хоть на цыпочках приблизиться к тем выводам и «зарубкам на память», которые человек для себя делал, к его внутреннему монологу. Это тем более интересно, что наш заполярный Норильск – часть его жизненного и творческого пути: здесь в 40-е-50-е зазвучало впервые его сценическое имя – Смоктуновский, здесь зародился, начал оттачиваться его творческий почерк, здесь встретились, стали его партнерами на сцене и в жизни артисты, также известные далеко за пределами Таймырского полуострова, - Эда Юрьевна Урусова, Георгий Степанович Жженов, Мария Константиновна Муханова… Норильчане с интересом наблюдали дальнейший путь Актера в профессии, о его творческих победах в разные годы сообщала нам с восторгом местная газета «Заполярная правда»…
Мы считаем важным рассказать об этом уникальном творческом и человеческом даре, ограненном, закаленном суровыми перипетиями отечественной истории, но все же нашедшем свой путь к сцене и воплощение в ярких, запоминающихся образах - открытиях: в князе Мышкине («Идиот» по Ф.М. Достоевскому, постановка Г. Товстоногова, БДТ, 1957) и царе Федоре Иоанновиче («Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, постановка Б. Равенских, Малый театр, 1973), в Иванове («Иванов» А.П. Чехова, постановка О. Ефремова, МХАТ, 1976) и Порфирии Головлеве («Господа Головлевы» по М.Е. Салтыкову-Щедрину, постановка Л. Додина, МХАТ, 1984), а также в Илье Куликове («Девять дней одного года», режиссер М. Ромм, 1961)и Гамлете («Гамлет», режиссер Г. Козинцев, 1964),в Юрии Деточкине («Берегись автомобиля», режиссер Э. Рязанов, 1966)и Порфирии Петровиче («Преступление и наказание», режиссер Л. Кулиджанов, 1969)… и многих-многих других;)))
Наш спектакль - воображаемый разговор с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским по самому широкому кругу важных вопросов – о жизни и смерти, о Боге, о профессии, о ролях в театре и кино, о пути на сцену… В круг ответов включены реально прозвучавшие, документально зафиксированные слова из воспоминаний, рассуждений. Одновременно это еще и VR-прогулка: надевая очки виртуальной реальности, каждый зритель пройдет с гением по улицам Норильска, Москвы, по помещениям театров, где он работал… Попытается посмотреть его глазами на окружающий мир… Почувствовать и понять… Вот съемочная площадка «Гамлета», и Принц Датский склонился над черепом бедного Йорика… Вот он произносит знаменитый монолог «Быть или не быть»… Вот он выходит на сцену МХТ и видит зрительный зал… Будет звучать голос самого И.М. Смоктуновского, будет и работать артист нашего театра – Николай Качура, его соучастие в игре будет максимально деликатным. Камерное помещение (формат «сцена на сцене»), видеопроектор, крутящиеся стулья для зрителей и VR-очки – вот оформление будущего спектакля. Съемки проходили в Норильске, в Москве, в Алупке.
Мы надеемся, что к премьере будут реализованы и наши договоренности с музеем МХАТа о создании и презентации в Норильске выставки по творчеству И.М. Смоктуновского (во МХАТе) и о приезде на премьеру куратора экспозиции, заместителя директора Музея МХАТ Марфы Бубновой с рассказом о творчестве И.М. Смоктуновского. Отдельной «главой» в этом событии станет и фотовыставка о театральных работах юбиляра в нашем городе, которую театр готовит совместно с Музеем Норильска.
Естественным продолжением работы над премьерой станет и серия лекций, мастер-классов, которые в Норильске по приглашению театра проведут специалисты: Михаил Ярош-Барский, драматург (мастер-класс «Написание сценария для фильма по историческим документам), Валерия Романова, архитектор, педагог МАРХИ, художник-график и сценограф нашего спектакля (мастер-класс, консультации «Критерии поступления в МАРХИ»), Марфа Бубнова, куратор выставки, автор книги «Неизвестный Станиславский. Материалы к постановкам, мотивы декораций, эскизы костюмов, гримы» (лекция «Зарождение театра. К.С. Станиславский и Д. И. Немирович – Данченко. Феномен МХАТа»). Много лет сотрудничающий с нашим театром известный в Норильске журналист, продюсер, автор документальных фильмов и программ о жизни на Крайнем Севере Максим Трофимов проведет мастер-класс «Технологии будущего. Видео с «погружением». Особенности съёмки и монтажа видеопанорам 360 градусов». Ожидается и мастер-класс по актерскому мастерству, консультации по поступлению в театральный вуз - от педагога Школы-студии МХАТ.
Творческий проект получил поддержку фонда «Наш Норильск».
Мы благодарны всем, кто помогал в сборе материала и организации видеосъемок: дочери артиста – Марии Смоктуновской, внучке - Анастасии Смоктуновской, художественному руководителю-директору МХТ им. А.П. Чехова Константину Хабенскому, директору Музея МХАТ Павлу Ващилину и заместителю директора МХАТ по выставочно-экспозиционной деятельности Марфе Бубновой, специалисту по связям с общественностью медиацентра МХТ им. А.П. Чехова Анастасии Казьминой, директору Музея Норильска Наталье Федяниной, а также Илье Рыбакову, служителю Храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва), Ирине Мининой, гостиница «Аквилон» (Алупка), Виктории Дерко, магазин «Сокровище Крыма» (Ялта) и др.