Крутой маршрут построен...
Спектакль "Ополченский романс" отправляется в гастрольный тур по стране: ему предстоят показы на площадках Нижегородского ТЮЗа (27 и 28 июня) и Московского драматического театра имени А.С. Пушкина (30 июня).
В мае 2024 года постановщики спектакля «Ополченский романс» получили благодарности от Министерства обороны России «За высокий профессиональный уровень творческого проекта».
Книга известного писателя, а теперь и политического, общественного деятеля Захара Прилепина – первая в художественном осмыслении боевого опыта Донбасса. Опубликованная в 2020-ом, она соотнесена с событиями и героями после 2014-го. Этот «роман в рассказах» - повествование о жизни на войне: в нем минимум пафоса, спокойное описание хаоса, где жизни все же больше, чем смерти, а свет побеждает морок. Сквозные персонажи (Комбат, Лютик, Дак, Скрип и др.) не выдуманы, так что реальные события на Донбассе по сей день вносят свои коррективы в их судьбы. «Ополченский романс», по определению автора, - «14 треков в разном ритме», т.е. проза, замешанная на музыке. В ней – все: любовь, разлука, боль потерь, страх, отчаяние, надежда… Музыка и война – стихии, пронизывающие человеческое существование, даны в непосредственном, порой даже наивно-детском восприятии бойцов, идущих сквозь абсурд и ужас повседневности к пониманию смысла и цели происходящего.
«Успокойся. Они просто люди. Перестань подозревать в них ангельскую природу. Иначе разочарование будет очень болезненным… – Ну и пусть!»
Кто они – ополченцы Донбасса? С виду обычные пацаны, не «супергерои», не «киборги»…и нет у них «индульгенции на пожизненный сияющий ореол»… Но суровые обстоятельства войны, прорастая сквозь их судьбы, меняют природу, впрочем оставляя главное – готовность «положить душу свою за други своя»… А потому перед лицом Неизбежного они, лишенные многих радостей мирной жизни, теряющие друзей, испытывающие нешуточные нервные перегрузки, все же – свободные люди и… «от них исходит энергия чистая, прозрачная, они смотрят на жизнь радостно»…
Свести «в единую историю» рассказы о разных персонажах «Ополченского романса» постарался драматург, режиссер Михаил Ярош-Барский, известный своими произведениями о трагедии подлодки «Курск»: «Предел прочности», «Знак бесконечности», «Письмо Адмиралу Y». Он поставил перед собой задачу – отказавшись от картин насилия, по возможности, никого из героев повествования «не убить», так что проходят они вместе от трагического 2014-го, через все перипетии сопротивления– к встрече танковых колонн Вооруженных сил России в 2022-м… В тексте пьесы использованы также рассуждения Захара Прилепина из публицистической книги «Не чужая смута», посвященной украинско-русской трагедии 2014 года. Так проясняется перспектива всех описанных событий, становится понятно, что донбасское ополчение – не просто стихийная безотчетная реакция перед лицом смертельной опасности, а исторически, культурно обусловленная воля народа, способного самостоятельно вершить свою судьбу в дни крушения государства.
В спектакле заняты артисты Роман Лесик, Лариса Ребрий, Евгений Нестеров, Павел Авдеев, Александр Петряев, Сергей Даданов, Александр Носырев, Инесса Талашкевич, Евгения Камбалина, Степан Мамойкин, Николай Качура.
В ходе репетиций по всем возникшим вопросам артистов консультировали норильчане-ветераны освободительного движения Донбасса: врач-терапевт Валерий Потапов, с 2014 года активно участвующий в волонтерской работе (медицинская помощь, закупка медикаментов, экипировки и т.д.), неоднократно выезжавший «за ленточку» в ЛДНР с гуманитарными и иными целями; а также Евгений Нарушевич, участник событий на Донбассе с 2014 года, старший офицер батареи самоходных артиллерийских установок (Артиллерийско-реактивный батальон «Октава»).
« Обязательно нужно сейчас говорить на эту тему, поэтому я связалась с фондом Захара Прилепина, и автор бесплатно дал нам права на постановку «Ополченского романса». Наш спектакль первый в России по этой книге. Понятно, мы ставим не все главы, а только небольшую часть. Мне кажется, Захар — гениальный автор, который художественно рассказывает нам об истории, в которой мы все сегодня живём, тем самым формулируя смыслы сегодняшнего дня. А ведь это очень сложно. Обычно смыслы формулируются после — спустя большое количество времени, когда всё пережито, все успокоились и начали размышлять. А он это делает сейчас. Поэтому я и поняла, что просто сидеть дома и варить всё это в себе невозможно. Нужно разобраться. (Анна Бабанова. Из интервью)
«Спектакль-фантасмагория по роману в рассказах о судьбах и жизни людей на войне, которая идет на Донбассе с 2014 года, о непростом этапе теперь уже российской истории, о начале СВО, затронувшей многие российские регионы, о правде и кривде и трудностях личного выбора. Постановка не оставила норильского зрителя безучастным и бескомпромиссно поставила перед ним вопрос: «С кем ты?» (Газета «Заполярье»)
«Я далеко не эксперт в происходящих событиях, но я из тех, кто не отворачивался. Следила за этим конфликтом с того самого 2014 года, принимая близко к сердцу все наши победы и поражения. Поэтому мне кажется, что норильский «Ополченский романс» честен. Он не про бахвальство и супергероев. Нет, он про простых мужиков с их простыми и настоящими страхами, надеждами и верой (на войне атеистов нет). Он про настоящий «мирняк» (так называют местных жителей) некогда востока Украины — располовиненный и уставший. У большинства из них часть семьи живёт в России, а другая — в незалежной. И они, как те самые красно–зелёные пограничные столбы, стоят посередине и получают по голове с обеих сторон. А ещё он про наших, которые рано или поздно (история рассудит) всё же приходят. Для тех, кто ещё не видел спектакль, но переживает, всё ли будет хорошо, отвечаю: «Всё хорошо! Наши пришли! Наши там!» А вы сходите и посмотрите. Хватит отворачиваться». (Людмила Кожевникова, корреспондент газеты «Заполярная правда», автор документального фильма о норильчанах на Донбассе «ГУМКОНВОЙ: от края до «ленточки»(2023))
«Отличная работа. Болеете вы за СВО, не болеете вы за СВО, пацифист вы или милитарист… - не имеет никакого значения. Это просто качественная работа и, кстати, где акценты расставлены так, что их можно читать по-разному: как гуманистически, так и глубоко патриотически. Это собственно и является всегда доказательством того, что перед вами настоящий художественный акт» (Захар Прилепин. Видео)
В октябре 2023 года спектакль был показан на сцене Красноярского драматического театра им. А.С. Пушкина.
Спектакль будет показан на сцене Нижегородского ТЮЗа 27, 28 июня в 12.00, 15.00, 19.00, на сцене Московского драматического театра имени А.С. Пушкина 30 июня в 15.00, 19.00