Романтика детства

Мальчишки… Воля…Простор…Река…Ветер…
Искатели приключений, строители и владельцы воздушных змеев («конвертов»)… Небо на всех одно, успевай только поворачиваться лицом к той стороне, где ветер и, кажется, никаких забот…
Но и в этом счастливом мире достаточно опасностей, забот, тревог, потерь, а побеждает, как всегда тот, у кого есть верные друзья, волевой характер и настоящая большая цель…
В театре начались репетиции спектакля по повести Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер». Режиссер Егор Витько сам написал инсценировку, над сценографией работала художник Светлана Пузырева, свет поставит Юрий Курамшин. Команда постановщиков – «знакомые незнакомцы» для норильского зрителя. С одной стороны, они действительно приезжают на постановку в Норильск впервые, с другой стороны, они представляют омский театр «Галерка», с которым у нас были обменные гастроли в 2023 году, так что их работы норильчане видели, им уже аплодировали. Если же вспомнить, что основатель и художественный руководитель омской «Галерки» Владимир Витько был артистом Норильской драмы, так и понятно, что это в принципе родные нам люди;))
Известный советский и российский детский писатель, сценарист, педагог Владислав Крапивин создал около сотни повестей и романов, но знаменитым в СССР и за его пределами его сделала ранняя повесть «Та сторона, где ветер», в которой ощутимы романтика 60-х, нежное, трепетное отношение к детству с легким налетом ностальгии. Очарование крапивинских повестей о мальчишках было очевидно для норильских театралов еще в 70-80-х годах прошлого века, когда на сцене театра в постановке режиссера Исаака Дубова шел спектакль «Всадники со станции «Роса» (премьера 1978 года), в нем играли мастера прошлой заполярной сцены: артисты О. Федоров, А. Петров, Н. Изюмский, В. Сизых, В. Сотников, Н. Королев, В. Тягичев, И. Чеснокова, А. Сорокко, Р. Матвеев, Т. Самкова, С. Шиляева, Р. Малеванная и др.
Эту репертуарную традицию мы постараемся продолжить постановкой по более ранней повести «Та сторона, где ветер» (изданной автором в 1965-1967 гг.), где уже ясно обозначены направленность и характерные особенности прозы В. Крапивина. История взросления нескольких друзей-мальчишек в городке у большой реки написана с тонким пониманием детской психологии в соотнесении с логикой поступков взрослых, с заботой о беззащитных душах в мире нарастающей тревожности. Описываемые события только при первом взгляде кажутся незначительными,- в них дан мир глазами ребенка: его мысли, переживания, мечты и увлечения, его правила игры и вражды, его друзья и недруги. В этом мире со временем остро ощутим конфликт со взрослыми, а также постепенно вырастает, становится более значительной своя история борьбы за место в жизни. В.П. Крапивин одним их первых в советское время заговорил о социальной адаптации детей-инвалидов: история дружбы Генки со слепым мальчиком Владиком – яркое тому свидетельство, это и история настоящего подвига (спасения друга во время грозы). Романтическая картина детства в повести, где находится место и поэзии, и иронии, порой не лишена острого драматизма (эпизод гибели Яшки, спасающего жизнь двух малышей, эпизод сожжения лодки Илькой), а сложные психологические портреты мальчишек, далекие от литературных клише, свидетельствуют о глубоком авторском уважительном отношении к заявленной теме. Так что этот литературный материал важен для театра в отношении подростковой части зрительской аудитории.
Автор инсценировки и режиссер Егор Витько окончил Челябинскую государственную академию культуры и искусства (2011), Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (2015) по специальности «Артист драматического театра и кино», а также режиссерский факультет РАТИ (ГИТИС), мастерскую А. Галибина, И. Яцко (2024) и др. Артист (с 2014 года) и режиссер-постановщик в Омском драматическом театре «Галерка». Создал спектакли «Женитьба Бальзаминова», «Бесприданница» по А.Н. Островскому, «Три сестры» А.П. Чехова, «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому, «Мастер и Маргарита» по М.А. Булгакову, «Мцыри» по М.Ю. Лермонтову, «Забавный случай» К. Гольдони и др.
Сценограф, художник по костюмам Светлана Пузырева окончила Омский государственный педагогический университет (2011 – факультет психологии и педагогики, 2016 – художественно-графический факультет), Омский государственный университет (2019 – специальность «Театроведение»; 2022 – магистратуру филологического факультета, тема диссертации посвящена женским образам эпоса «Рамаяна»).
Начинала как начальник бутафорского цеха Омского государственного музыкального театра. С 2018 года – штатный художник-постановщик Омского драматического театра «Галерка». Оформила спектакли «Дон Жуан» Ж.Б. Мольера, «Три сестры» А.П. Чехова, «Забавный случай» К. Гольдони, «Собака на сене» Лопе де Вега и др. Постоянный соавтор режиссера Е.Витько.
В спектакле заняты Заслуженная артистка России Нина Валенская, артисты Сергей Даданов, Александр Жуйков, Анастасия Жукова, Николай Качура, Алексей Ковригин, Александр Носырев, Александр Петряев, Ярослав Сурженко, Евгения Хитрина, Анастасия Черкасова.
Премьера состоится 21 февраля на Основной сцене театра.