Сон о веке золотом с последующим пробуждением...

В апреле на Основной сцене оживет «Со смешного человека» - премьера по фантастическому рассказу Ф.М. Достоевского. Режиссер Тимур Файрузов, сценограф Фемистокл Атмадзас, художник по костюмам Ольга Атмадзас, режиссер по пластике Оксана Малышева, художник по свету, видео Игорь Фомин, гример-постижер Татьяна Котенева
Произведение 1877 года необыкновенно актуально в наши дни, поскольку касается вечных «проклятых вопросов» человеческого общежития, проблем соотношения добра и зла, поисков смысла жизни, так часто толкающих неокрепшие умы к пограничным состояниям и необдуманным действиям. В основе сюжета – история «смешного человека», «прогрессиста и петербуржца» (вполне закономерно безымянного, а таким образом вечного, вездесущего, актуального для всех и каждого), доведенного до предела сознанием бессмысленности и абсолютной отчужденности своего существования и задумавшего совершить самоубийство. Погруженный в сон, он совершает путешествие на первозданную планету, в тот «золотой век», когда человечество жило в гармонии, не зная греха, а также сопряженных с ним лжи, ненависти, ревности, зависти… – т.е. всего того, что порождает зло и разрушение в мире и в человеке. Герой наблюдает процессы деградации изначальной чистоты сознания, невольной причиной которых становится сам факт его появления, он проникает своим чувством и сознанием в глубины процессов, влияющих на вселенское существование, становится свидетелем вечных истин и… пробуждается с абсолютно преображенным сознанием. Из нигилиста, не верящего и не верующего, способного оттолкнуть ребенка, маленькую девочку, взывающую к нему о помощи в момент отчаяния, он превращается в истового проповедника христианского миросозерцания: «А между тем так это просто: в один бы день, в один бы час – всё бы сразу устроилось! Главное – люби других, как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь, как устроиться. А между тем это только – старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же!» Финальный аккорд рассказа – «А ту маленькую девочку я отыскал… И пойду! И пойду!» - яркое свидетельство тому, что добро способно победить зло.
Произведение из «Дневника писателя», созданное за четыре года до кончины автора, привлекало внимание многих русских философов и исследователей, рассматривалось ими как «энциклопедия ведущих тем Достоевского, в которой приоткрывается его идейная вселенная» (М. Бахтин) или как «мозаика всех его прежних произведений, переплавленных в новое, цельное неповторимое» (Н. Бердяев). Предельно лаконичное и емкое по содержанию, оно сложно устроено по жанровой характеристике, сочетая в себе черты утопии, антиутопии и даже средневекового «видения». Это дарит современным постановщикам различные способы и средства его сценического воплощения: от традиционного моноспектакля до перформативных практик, соединяющих драматический и физический театры.
Каким оно явится на заполярной сцене, нам еще предстоит узнать. Заняты в спектакле артисты Александр Петряев, Анастасия Черкасова, Анастасия Жукова, Инесса Талашкевич, Алексей Ковригин, Александр Носырев, Александр Жуйков, Сергей Даданов, Ярослав Сурженко, Евгения Хитрина, Дарья Дороготовцева, Евгения Воронова, Евгения Камбалина.