Ушел из жизни артист Андрей Ксенюк
"Роли - моя главная исповедь." Андрей Ксенюк.
С прискорбием сообщаем о кончине артиста, любимца публики и коллег по сцене, знавшего и любившего норильский театр в разные его эпохи - Андрея Павловича Ксенюка.
Коренной норильчанин, появившийся на свет в роддоме рядом с театром тогда на улице Севастопольской (в 1958), он детство провел в доме напротив театра, бегал на все детские спектакли, занимался в драмкружке при клубе "Юность", которым руководил артист Александр Анисимов, а после окончания Красноярского училища искусств точно знал, куда хотел бы определиться на работу, - только в Норильский театр. Ему довелось застать в полном расцвете коллектив эпохи Леонида Белявского (главного режиссера 1975-1982гг.), съездить с ним на гастроли в Ленинград и Вильнюс, дебютировать в "Сказке про Ивана-дурака, который чертям насолил"по Льву Толстому (режиссер Семен Гальперин), поработать со многими мастерами сцены, на которых ранее смотрел с восторгом как зритель.
Режиссер Владимир Гурфинкель назвал его как-то "последним романтическим артистом русской сцены". В его игре действительно ощущались вечное противоборство контрастов и при остроте внешней иронии - глубина мировой скорби. Сам артист не раз признавался в интервью: "Роли - моя главная исповедь. Я счастлив, когда чувствую все органы, нервы, скорби своего персонажа"; "Ошибка думать, что наша профессия - это обман. Это для аферистов. Для актера главное - рассказать о тех бедах, которые в людях происходят".
Театроведы считали его "мастером острохарактерного эпизода": пластичный, музыкально одаренный, очень темпераментный, он умел быть органичным даже в самых гротескных образах, добиваясь оригинального, смелого прочтения роли. Созданные им тираны в своей властности, жестокости - нелепы, смешны. Таков Гитлер в спектакле "Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил" Ю. Кима (режиссер Александр Зыков, 1995) - белый шут, "коверный" современной истории, одно из воплощений фольклорной "нечистой силы", которой покоя не дает "русский дух". Таковы и герцог Фредерик ("Сказка Арденнского леса", 2000), и пастер Форд ("Поллианна", 2003). А вот царский шут в его исполнении был отнюдь не безобидным художником, а истинным тираном, пыточных дел мастером - вспомним князя-папу Шапского в "Шуте Балакиреве" Григория Горина (2001), в котором страх перед вышестоящими сочетался с неистовой жестокостью.
И все же артист Андрей Ксенюк "купался" в ролях, отличающихся психологической глубиной и многогранностью, мечтал сыграть не Гамлета, но Мармеладова, и говорил о том, что принца датского можно обнаружить в любом лакее, поскольку проблемы, им решаемые, - общечеловеческие. Вспомним его эксцентричного Гарольда ("Гарольд и Мод") или мятежного книжного мальчика Абрама ("Квадратура круга"), его смешного и жалкого приживалу Ваньку-Встаньку ("Два вечера в веселом доме"), его внезапно разбогатевшего Симеонова-Пищика с восторженным воплем почти по Хармсу призывающего всех "Давайте прыгать с крыш!" и действительно прыгающего... с "многоуважаемого шкафа" ("Вишневый сад")... Его волновала тема одиночества, оттого такими пронзительными в его исполнении стали образы Доко Докова ("Оркестр "Титаник") и Ивана Сидоровича Жукова ("Русская народная почта", режиссер Тимур Файрузов). О последней он сказал так: "Хорошо, что такая тема появилась на сцене. О стариках говорят мало. Как они живут на нищенскую пенсию. Никто о них не думает, отслужили свой срок - и на свалку. Замечательно, что такая проблема поднята, потому что от судьбы одинокого человека никто не застрахован. Это нужно понимать каждому, всем..."
Он был разным, наш "Палыч", - остроумцем и философом, художником, фантазером и романтиком...Как ни вспомнить знаменитую нашу "троицу": Лаврентий Сорокин - Андрей Ксенюк - Сергей Ребрий - "капустных" и сказочных дел непревзойденных мастеров и тот юбилейный бенефисный вечер 1993 года под названием "А. Ксенюк и все-все-все", сюжет которого был закручен относительно одного режиссерского замечания виновнику торжества "всем, мол, хорош артист Ксенюк, но... вечно опаздывает"... весь вечер его тогда искали, наконец таки нашли, и появился он - с истинно мушкетерским шармом "Бенефициант угощает!", актрисы вносили в зал нечто "в розлив"...
Яркая, насыщенная творческая биография, 34 года, отданных сцене, более сотни сыгранных ролей. "Кодексом чести" назвал однажды Андрей Ксенюк "Монолог актера" Андрея Вознесенского, а там такие слова:
...Вы счастливы ль,
Тридцатилетняя,
В четвертом ряду скорбя?
Все беды, как артиллерию,
Я вызову на себя.
Провала прошу, аварии.
Будьте ко мне добры.
И пусть со мною
Провалятся
Все беды в тартарары...
Не просто Актер - Рыцарь, который называл каждую "хорошо сработанную роль" - "выигранным сражением, в том числе и с самим собой" и утверждавший, что девизом на своем гербовом щите сделал бы такие слова "Когда хочется сказать НЕТ, никогда не говори ДА".
Пусть наша память о нем будет светлой и вечной как о замечательном русском Артисте, работавшем на самой северной в мире сцене.