В поисках героя повседневности: премьера Малой сцены по пьесе Елены Исаевой «DOC.TOP» в постановке Тимура Файрузова
В ноябре репертуар малой сцены пополнится новым спектаклем – режиссер Тимур Файрузов с артистами Александром Жуйковым, Денисом Чайниковым, Александром Петряевым и Евгенией Хитриной работают над известной пьесой Елены Исаевой «DOC.ТОР»
О нелегкой судьбе русского врача в провинции размышляли и А.П. Чехов, и В.В. Вересаев, и М.А. Булгаков, который, завершил последний рассказ сборника «Записки юного врача» обращением героя: «Давно судьба и бурные лета разлучили меня с занесенным снегом флигелем. Что там теперь и кто? Я верю, что все лучше. Здание выбелено, быть может, и белье новое. Электричества-то, конечно, нет. Возможно, что сейчас, когда я пишу эти строки, чья-нибудь юная голова склоняется к груди больного. Керосиновая лампа отбрасывает свет желтоватый на желтоватую кожу... Привет, мой товарищ!»
Прошли, как говорится, годы, керосиновые лампы повсеместно вышли из употребления, впрочем, могут еще пригодиться… Суровый текст современного драматурга (созданный в 2005 году) не был результатом художественного вымысла – пьеса основана на рассказах вполне реального доктора, до сих пор работающего в астраханской районной больнице. Там и переживания по поводу первой самостоятельной операции, и душераздирающие бытовые («закулисные») подробности работы хирурга: порой без наркоза, без соответствующего инструмента и обученного в достаточной степени медперсонала, даже без света… Обычные отчаянные байки сельского врача, который больше полагается на твердую руку и верный глаз, но все же немало уязвлен и нервничает, стремясь соблюдать клятву Гиппократа, несмотря на «предлагаемые обстоятельства». Он терзается вопросами и более высокого характера: имеет ли право вмешательства в чужую судьбу? способен ли оказать посильную помощь Господу в оздоровлении Человека? Со временем и полученным опытом спасение пациентов сочетается с борьбой за собственное выживание, отчего и вырабатывается защитная реакция – специфический «черный» юмор, пристрастье к алкоголю и… Пьеса начинается и заканчивается сценой приезда молодого врача в сельскую больницу, где встречает его в ординаторской отчасти трезвый мужик вопросом «В преферанс играешь?». В этом – знак замкнутости среды, вечности повторений сюжета и все-таки поиск выхода.
Елена Исаева – известный поэт и драматург, лауреат премий «Триумф», «Действующие лица», фестиваля «Приз Европы» и др. Ее пьесы поставлены во многих театрах страны, а широкий зритель знаком с ее сценариями к сериалам «Бедная Настя», «Не родись красивой», «Татьянин день», «Дорогая Маша Березина». Пьесу «DOC.ТОР» Е. Исаева создала в технике verbatim для Театра.doc в Москве, (чем, возможно, и объясняется особенность написания этого названия). Техника verbatim свойственна документальному театру, состоит в дословном воспроизведении прямой речи реальных людей. В одном из интервью автор отметила: «Документальная пьеса – точно такое же художественное драматургическое произведение, как и «классическая». Это не просто взять интервью, прочесть его со сцены – и у тебя сразу получается вербатим. Такого рода тексты требуют большой серьезной работы, иногда это сложнее, чем просто придумать пьесу». (Эстезис.ru).
Спектакль «DOC.ТОР» в совместном проекте Театра. Doc и студии SounDrama получил Гран-при «Новой драмы» (2006)
О главном герое пьесы автор высказалась так: «Есть вещи, мимо которых невозможно пройти. Так, я совершенно не думала, что буду писать об астраханском враче, но после трехчасовой беседы с незнакомым человеком сделалось ясно: нельзя не рассказать его историю. Хотя я ничего не понимаю в операциях, вопросы, стоящие перед доктором, меня по-человечески очень затрагивают. Когда человек находится на своем месте и безропотно изо дня в день делает то, что ему положено судьбой, он абсолютный герой. Герой нашей повседневности, который тащит на себе жизнь. Если бы таких людей не было, мы бы давно не существовали как род человеческий» (1001.ru).