«Вдохновение - это возращение в детство» (Корней Чуковский)
К Новому году на основной сцене театра появится новая сказка – «МУХА-ЦОКОТУХА», спектакль-перформанс по мотивам известного произведения Корнея Чуковского в постановке режиссера Тимура Файрузова, режиссера по пластике Оксаны Малышевой, сценографа Фемистокла Атмадзаса, художника по костюмам Елены Жуковой.
«Писатель для маленьких детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит» - такова «главная заповедь» творческого успеха, по мнению Корнея Чуковского, самого издаваемого и известного детского поэта в нашей стране вот уже второе столетие. Кто ни читал его «Тараканища», «Мойдодыра», «Телефона», «Бармалея», «Краденого солнца», «Айболита», «Путаницы» и других сказок, написанных в далекие тревожные 20-е годы прошлого века и переживших не только своего автора, но и уже многих из своих первых слушателей…
И даже не верится, что веселой, беззаботной «Мухе-Цокотухе» недавно стукнуло 100 лет. Она была написана в счастливые, вдохновенные минуты, что называется, залпом, на одном дыхании – на каких-то попавших под руку клочках бумаги и обрывках пыльных обоев, когда седоватому уже 42-летнему поэту слышался не только ритм этого стиха, но ощутима была даже музыка на «мухиной свадьбе», он записывал слова, пританцовывая и даже чувствуя себя… «женихом»;))) Текст получился жизнерадостный и очень музыкальный!!! Опубликованный впервые в 1924 году, он был 6 раз переиздан в 20-е же годы. А потом началось…
Судьба приготовила и сказке, и ее автору немалые испытания. Поднялась волна политизированной критики: подозревали «сочувствие кулацкой идеологии» в образах «жуков рогатых, мужиков богатых», видели в Комарике и Мухе-Цокотухе «классовых врагов – принца и принцессу», усматривали в праздновании ИМЕНИН «поэтизацию мещанских интересов и удовольствий», да и вообще провозгласили, что сказка «подрывает веру детей в торжество коллектива» (Н.К. Крупская). В открытом письме, опубликованном «Литературной газетой» (1929) и подписанном 30 писателями, критиками, К.И. Чуковского упрекали в «мелкобуржуазной позиции» и «безыдейности» его сказок, вредных для советских детей (появился даже ругательный термин «чуковщина»), и заставили таки Автора публично отречься от своих произведений… Его защитил тогда только Максим Горький и тем спас от более суровой расправы. К.И. Чуковский пообещал публично «исправиться», написать сборник стихов «Детская колхозия»… Впрочем, обещания не сдержал;))) А занялся изучением детской психологии, собрав удивительнейшую книжку – «От двух до пяти»…
А сказки вернулись лет через 20-30 и к Автору, и к читателям/ теперь еще зрителям!!! И среди них – «Муха-Цокотуха» зацвела каким-то буйным творческим цветом: несколько мультфильмов (1941, 1960, 1979, 1985 гг.), детская опера Михаила Красева, несколько балетов композиторов Леонида Усачева, Давида Салиман-Владимирова, Бориса Тищенко, Адама Стратиевского, Валерия Кикты, рок-опера Александра Градского, мюзиклы, бессчетное число театральных постановок… А в довершение ко всему – новый род мух-муравьедок получил в науке гордое имя – Muha tzokotucha!!!
Так вот на втором столетии эта музыкальнейшая Муха добралась и до нашего Заполярья (ни дать ни взять – глобальное потепление действует;))) Предстанет она перед нами современницей все на том же старом распутье между материальным и духовным, с вечным вопросом – в чем счастье?
Мир насекомых нам представят артисты