Элиза
11 августа 2022
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЦВЕТОЧНИЦЫ В НОРИЛЬСКЕ
«Элиза». По пьесе Б. Шоу «Пигмалион».
Норильский заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского.
Режиссер Александр Исаков, сценограф Вячеслав Окунев, музыкальный руководитель Елена Буланова.
Мюзикл по пьесе Бернарда Шоу, созданный Фредериком Лоу в 1956 году, пришел в нашу страну в шестидесятые и с тех пор периодически возникает в самых разных театрах России, включая Санкт-Петербургскую музкомедию и Мариинский (десять лет назад на историческую сцену был перенесен спектакль Роберта Карсена из парижского театра Шатле). Теперь пришла очередь Норильска. В драматическом театре отсутствует оркестр, и вышедшая премьера — не прямое воспроизведение сочинения Лоу, но оригинальная композиция, где пьеса в переводе Полины Мелковой соединена с известными музыкальными номерами (русские тексты Романа Сефа).
Взявшись за амбициозную задачу — представить мюзикл в суровых северных широтах и в драматическом театре — норильчане, конечно, рисковали. Да, отсутствующий оркестр можно заменить фонограммой, но петь и танцевать артисты должны по-настоящему. Оценивая прошедшую премьеру, можно сказать, что эксперимент удался. Режиссер Александр Исаков, возглавляющий петербургский музыкально-драматический театр «АРТ», нашел нужный баланс между драматическим действием и музыкальными номерами, пожертвовав рядом сцен (например, полностью купирован посольский прием и общение Элизы с венгерским фонетиком Золтаном Карпати) в пользу большей собранности и компактности.
Сценограф Вячеслав Окунев, использовав возможности сцены, нашел лаконичное и изящное решение, поместив на внешнем вращающемся круге портик из пяти колонн, обозначающий как город, так и классический стиль английских апартаментов. Подробности интерьера (наполненные книгами шкафы или висящие на оклеенных полосатыми обоями стенах портреты) проецировались на расположенный в глубине сцены экран. Видеопроекция освободила пространство от излишнего реквизита, дав возможность актерам чувствовать себя свободно в танцевальных номерах. Хореография Николая Реутова очень точно вписалась в разыгрываемое действие, придав спектаклю необходимую динамику. В ней была и гротескная эксцентрика (комическое трио мусорщиков, нагрянувших к Хиггинсу с папашей Элизы Альфредом, поющим свои куплеты «Бог неспроста дал руки человеку»), и романтический полет (завершавший первое действие знаменитый номер «Я танцевать хочу»), и беззаботный кураж (сцена с превратившимся в солидного джентльмена Альфредом Дулиттлом, зовущим всех на собственную свадьбу).
Блестящая трансформация простушки Элизы в безупречную даму высшего сословия — основа всего сюжета. Соответственно образ главной героини — самый важный и сложный, именно от него во многом зависит успех всего спектакля. Молодой актрисе норильской труппы Анастасии Черкасовой, тонкими чертами лица порой даже напоминающей знаменитую Одри Хепберн, блестяще удалось справиться с поставленной задачей. Ее героиня с самого начала была лишена излишней развязности и утрированной грубости, на что часто провоцирует начало пьесы.
Происходящие по сюжету внутренние изменения были подчеркнуты в одежде. После нелепого «бомжатского» одеяния в первой сцене (клетчатая юбка с заплатами, кофта грубой вязки и такие же грубые, почти солдатские ботинки) Элиза несколько раз меняет платья и предстает в финале полной достоинства и сдержанности леди, облаченной в элегантную белую блузку и длинную черную бархатную юбку. Эффект преображения Элизы был усилен все время суетящейся парой мамаши Хилл и ее дочери Клары (Марина Журило и Евгения Хитрина), с начала и до последней сцены облаченных в цветастые платья с пестрыми узорами. При такой картине можно было легко понять чувства молодого аристократа, брата Клары Фредди (его образ воплотил статный красавец Алексей Ковригин), поющего любовную серенаду Элизе «Здесь в вечерний час» в начале второго действия прямо из партера, где он прогуливался с большим развернутым зонтом среди зрителей.
Вместе с Элизой с подачи Хиггинса меняется и ее отец, разбитной мусорщик Альфред, в исполнении Александра Глушкова напоминавший своей фактурой и интонациями Олега Табакова. Этот персонаж неизменно вызывал улыбки всего зала — как при своем первом появлении, когда он вломился в дом Хиггинса, торгуясь за свою дочь, так и в финале, где становился богатым джентльменом, получившим довольствие благодаря рекомендательному письму профессора.
Пара ученых, профессор Хиггинс и полковник Пикеринг, предстала как своеобразный комический дуэт, в котором внешней строгости и невозмутимости полковника (Николай Каверин) была противопоставлена возбужденность профессора, постоянно «меняющего маски» и становящегося то грозным обличителем («Женщина, издающая такие омерзительные убогие звуки, не имеет право сидеть где бы то ни было…»), то послушным маменькиным сынком (роль строгой старушки досталась Нине Валенской), то ворчливым, придирчивым холостяком, которого может терпеть только его послушная и невозмутимая экономка миссис Пирс (Евгения Воронова). Игравший роль Хиггинса Сергей Ребрий виртуозно перевоплощался, сменив в конце снисходительный тон на искреннюю привязанность к своей Галатее. Заключительная сцена, где профессор, поставив граммофон на столик слушает записи тренировок Элизы, и последующая встреча, при которой герои трепетно соединяют свои руки находясь по разные стороны от колонны, получилась по-настоящему трогательной, с легкой недосказанностью, очень хорошо попав в общий музыкальный ритм.
Отвечавшая за музыкальную составляющую спектакля Елена Буланова подготовила необходимую для спектакля фонограмму, а также сумела за короткий срок раскрыть драматических артистов как певцов, получающих удовольствие от самого процесса и заряжавших музыкой зрительный зал. Благодаря поддержке СТД предварительная работа по вокалу была проделана Натальей Сапигой, открывшей в труппе прекрасный ресурс. А значит есть шанс, что музыкальные спектакли еще не единожды будут появляться в самом северном театре мира.
Взявшись за амбициозную задачу — представить мюзикл в суровых северных широтах и в драматическом театре — норильчане, конечно, рисковали. Да, отсутствующий оркестр можно заменить фонограммой, но петь и танцевать артисты должны по-настоящему. Оценивая прошедшую премьеру, можно сказать, что эксперимент удался. Режиссер Александр Исаков, возглавляющий петербургский музыкально-драматический театр «АРТ», нашел нужный баланс между драматическим действием и музыкальными номерами, пожертвовав рядом сцен (например, полностью купирован посольский прием и общение Элизы с венгерским фонетиком Золтаном Карпати) в пользу большей собранности и компактности.
Сценограф Вячеслав Окунев, использовав возможности сцены, нашел лаконичное и изящное решение, поместив на внешнем вращающемся круге портик из пяти колонн, обозначающий как город, так и классический стиль английских апартаментов. Подробности интерьера (наполненные книгами шкафы или висящие на оклеенных полосатыми обоями стенах портреты) проецировались на расположенный в глубине сцены экран. Видеопроекция освободила пространство от излишнего реквизита, дав возможность актерам чувствовать себя свободно в танцевальных номерах. Хореография Николая Реутова очень точно вписалась в разыгрываемое действие, придав спектаклю необходимую динамику. В ней была и гротескная эксцентрика (комическое трио мусорщиков, нагрянувших к Хиггинсу с папашей Элизы Альфредом, поющим свои куплеты «Бог неспроста дал руки человеку»), и романтический полет (завершавший первое действие знаменитый номер «Я танцевать хочу»), и беззаботный кураж (сцена с превратившимся в солидного джентльмена Альфредом Дулиттлом, зовущим всех на собственную свадьбу).
Блестящая трансформация простушки Элизы в безупречную даму высшего сословия — основа всего сюжета. Соответственно образ главной героини — самый важный и сложный, именно от него во многом зависит успех всего спектакля. Молодой актрисе норильской труппы Анастасии Черкасовой, тонкими чертами лица порой даже напоминающей знаменитую Одри Хепберн, блестяще удалось справиться с поставленной задачей. Ее героиня с самого начала была лишена излишней развязности и утрированной грубости, на что часто провоцирует начало пьесы.
Происходящие по сюжету внутренние изменения были подчеркнуты в одежде. После нелепого «бомжатского» одеяния в первой сцене (клетчатая юбка с заплатами, кофта грубой вязки и такие же грубые, почти солдатские ботинки) Элиза несколько раз меняет платья и предстает в финале полной достоинства и сдержанности леди, облаченной в элегантную белую блузку и длинную черную бархатную юбку. Эффект преображения Элизы был усилен все время суетящейся парой мамаши Хилл и ее дочери Клары (Марина Журило и Евгения Хитрина), с начала и до последней сцены облаченных в цветастые платья с пестрыми узорами. При такой картине можно было легко понять чувства молодого аристократа, брата Клары Фредди (его образ воплотил статный красавец Алексей Ковригин), поющего любовную серенаду Элизе «Здесь в вечерний час» в начале второго действия прямо из партера, где он прогуливался с большим развернутым зонтом среди зрителей.
Вместе с Элизой с подачи Хиггинса меняется и ее отец, разбитной мусорщик Альфред, в исполнении Александра Глушкова напоминавший своей фактурой и интонациями Олега Табакова. Этот персонаж неизменно вызывал улыбки всего зала — как при своем первом появлении, когда он вломился в дом Хиггинса, торгуясь за свою дочь, так и в финале, где становился богатым джентльменом, получившим довольствие благодаря рекомендательному письму профессора.
Пара ученых, профессор Хиггинс и полковник Пикеринг, предстала как своеобразный комический дуэт, в котором внешней строгости и невозмутимости полковника (Николай Каверин) была противопоставлена возбужденность профессора, постоянно «меняющего маски» и становящегося то грозным обличителем («Женщина, издающая такие омерзительные убогие звуки, не имеет право сидеть где бы то ни было…»), то послушным маменькиным сынком (роль строгой старушки досталась Нине Валенской), то ворчливым, придирчивым холостяком, которого может терпеть только его послушная и невозмутимая экономка миссис Пирс (Евгения Воронова). Игравший роль Хиггинса Сергей Ребрий виртуозно перевоплощался, сменив в конце снисходительный тон на искреннюю привязанность к своей Галатее. Заключительная сцена, где профессор, поставив граммофон на столик слушает записи тренировок Элизы, и последующая встреча, при которой герои трепетно соединяют свои руки находясь по разные стороны от колонны, получилась по-настоящему трогательной, с легкой недосказанностью, очень хорошо попав в общий музыкальный ритм.
Отвечавшая за музыкальную составляющую спектакля Елена Буланова подготовила необходимую для спектакля фонограмму, а также сумела за короткий срок раскрыть драматических артистов как певцов, получающих удовольствие от самого процесса и заряжавших музыкой зрительный зал. Благодаря поддержке СТД предварительная работа по вокалу была проделана Натальей Сапигой, открывшей в труппе прекрасный ресурс. А значит есть шанс, что музыкальные спектакли еще не единожды будут появляться в самом северном театре мира.