Ополченский романс
(От наблюдателя) ЗАХАР ПРИЛЕПИН
САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ ТЕАТР - О ЮЖНОЙ ВОЙНЕ
Итак, в самом северном театре в мире (Норильский заполярный театр драмы им. В.Маяковского) состоялась премьера спектакля по мотивам произведений Захара Прилепина «Ополченский романс».
Инсценировка Михаила Ярош-Барского. Первый показ прошел успешно - зал, где были действующие ополченцы и ветераны этой войны - аплодировал стоя.
Характерно, что на сцене - нет оружия.
Поясняет Ярош-Барский:
«Если выпустить на сцену актёров одетых в военную форму с автоматами, то это какой-то «Норд-Ост». У кино и театра разные средства выражения. И мне кажется, в «Ополченском романсе» Норильска всё получилось наилучшим образом. И это признали сами ополченцы, которые выступали консультантами спектакля».
Режиссер-постановщик Анна Бабанова:
«Я интуитивно почувствовала, что могу сделать что-то, чтобы помочь людям узнать правду. Кто знает о Донбассе, о том, что там случилось в 2014? Конечно, Захар Прилепин, это гениальный автор нашего времени, именно он объективно описывает историю, которая разворачивается на наших глазах, именно он рефлексирует и формулирует смыслы сегодняшнего времени».
Комментарий одного из зрителей:
«Спектакль непростой, спектакль очень сложный, серьезный, погружает тебя в события 14 года. Ты ощущаешь себя сопричастным не только каким-то историческим моментам, но и взаимоотношениям людей, взаимоотношениям характеров, душ. Ты объективно погружаешься в ту реальность, которая тебя формирует, тебя воспитывает, тебе показывает, как действительно все происходило, потому что то действие, которое происходило на сцене оно очень близко к объективным реалиям, к тому что было без всяких политических окрасов, без всяких каких-то левых, правых, либеральных, не важно каких взглядов – это сама объективность, сама жизнь и очень важно чтобы этот спектакль посмотрели другие люди, посмотрела молодежь».
Директор театра Куцая Ирина Григорьевна:
«Это как «Тихий Дон», который действительно окунает тебя в те события, окунает в ту атмосферу, окунает в то, что реально было, что не увидишь ни в телевизоре, нигде».
«Важно то, что этот спектакль тебя погружает в ту реальность, которая была. Ты сам судья – оцениваешь эту ситуацию, оцениваешь себя в этой ситуации – как ты все это ощущаешь, как ты относишься к тем или другим или третьим людям, событиям. И это очень важно, потому что без правды мы не будем понимать, что нам делать, как нам быть, у нас не будет победы, без правды мы не объединимся, мы не поймём зачем это вообще все происходило. И то далекое от нас, которое тогда было в 14 году, стало близким буквально за час-полтора, и мы ощутили ту реальность, ту глубину и сделали, конечно, свои выводы. Мы зашли одними зрителями, вышли другими совсем людьми».
И еще один зритель:
«Впечатления от просмотра спектакля – мне очень понравилось всё. Потому что всё, как говорится, правда. Нету перегибов, как есть, так и отражено в спектакле. Могу это утверждать, потому что сама с тех краев, как говорится – не понаслышке, а из самой гущи событий с самого 14 года. Поэтому это все очень близко, знакомо и правдиво – и про бабушку с яйцами, потому что невозможно достучаться, а потом сам же от этого страдаешь. И про то, что в городском массиве одни за тех, другие за этих, и то, что семьи разделенные и как это все кровавой лентой проходит по родне – все это правда. Потому что я с Донбасса, полностью вовлеченная, сама вставляла окна, выбитые в феврале 22 года. Я не увидела там ничего фальшивого – все правда, так что большая благодарность актерам за то, что все показали и рассказали».
…Россия, конечно, страна огромная, и то, что именно Норильск стал первым городом, бесстрашно взявшимся за тему - показательно.
И тем не менее, вы понимаете, что мы хотим спросить. И, может быть, даже мрачно пошутить. У нас благовоспитанные и прогрессивные театральные деятели из географических и культурных центров опасаются, что их сошлют за Полярный круг навсегда, если они решатся такие темы осмыслять?
А норильским - им бояться нечего?
Странно, если это так. А если не так - тогда как?