Волки и овцы
В норильском театре прошла премьера спектакля "Волки и овцы" по пьесе Островского
15 ноября 2023
Первые показы спектакля «Волки и овцы» прошли при полных залах. Норильчане соскучились по старой доброй классике в ее привычной трактовке, но с небольшими штрихами, которые нам напоминают о сегодняшнем времени. Постановка подталкивает зрителя к тому, чтобы подумать, какой образ ему ближе и понятнее, ставит его перед выбором, кем быть по жизни – волком или овцой. А может, люди меняют эти образы в зависимости от ситуации?
Работа над спектаклем началась в сентябре, а на второй неделе ноября норильский зритель увидел постановку в двух действиях и блистательную игру артистов на большой сцене. Получилось все, как и просили норильчане. Классическая подача материала, костюмы и платья XIX века, сохраненная стилистика речи и новая возможность взглянуть на себя со стороны.
Каждый для себя отвечает на вопрос, кто он – овца, волк или волк в овечьей шкуре, а может, овца в волчьей?
И в шутку, и всерьез
Свое детище Анна Бабанова, главный режиссер театра, называет печальной комедией, а на ум невольно приходит фраза Михаила Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Смешными и одновременно грустными, а порой и преступными выглядят потуги героев, которые хотят обернуть ситуацию в свою пользу и ради этого готовы плести интриги, врать и обманывать, лебезить или внушать чувство вины. Им плевать на жертву, ведь цель оправдывает средства. Но в какой-то момент ситуация меняется на 180 градусов, и волки примеряют на себя овечью шкуру.
– Все удалось, все задумки, которые хотели реализовать, воплотили, – говорит Анна Бабанова. – Несмотря на то, что были замены. Но благодаря слаженности работы всех артистов и сотрудников театра целостная картинка спектакля сложилась. Природа людей не изменилась, и проблемы человеческого общества, которые были актуальны в XIX веке, не менее злободневны и сейчас. Мы и сейчас видим, как одни пытаются доминировать над другими, используя манипуляции и ради цели идя на преступление. Один грех порождает другой, и только человеческая добродетель, честность и порядочность, желание помогать другим останавливают поток негатива.
Блестящая команда
Премьера спектакля «Волки и овцы» стала дебютной для Павла Егорова, артиста драмы и кино, ведущего мастера сцены, лауреата премии правительства Республики Коми имени народного артиста СССР И. Абрамова за достижения в области театрального искусства. Павел недавно приехал в заполярный город, а до этого он служил в Молодежном театре Нижнего Тагила. У норильчан после отъезда с Севера Якова Алленова уже была возможность увидеть работу Павла Егорова в спектаклях, в которые его вводили на роли Алленова. Среди них «Горе от ума», «Кровавая свадьба», «Норильские анекдоты» и так далее. В премьерном спектакле он исполнил роль Василия Ивановича Беркутова. Зрители подметили, что фамилия его героя отлично дополнила и усилила создаваемый артистом образ.
Коварна и хитра, властна и своевольна героиня заслуженной артистки России Марины Журило Меропия Давыдовна Мурзавецкая. Вот уж про кого можно сказать, что это волк в овечьей шкуре. Даже когда ее замысел раскрывается, она не признает поражение, а лишь на время прячет клыки под белыми кудряшками овчины.
Нежной и наивной получилась богатая вдова Евлампия Николаевна Купавина в исполнении Инессы Талашкевич. Солиден и рассудителен богатей-олигарх Михаил Борисович Лыняев. Его коммерческую хватку и прозорливость в финансовых вопросах удалось показать Евгению Нестерову. Правда, потом мы его видим в образе подкаблучника и супруга бедной родственницы Глафиры Алексеевны, которую сыграла Юлия Минкина. Зритель может наблюдать, как из незаметной мышки-тихони эта девица превращается в эффектную охотницу за состоятельным женихом.
Герой Ивана Розинкина – Аполлон Мурзавецкий, племянник Меропии Давыдовны, предстает хамоватым пьяницей с трагичной судьбой. Хитрым, вертким как угорь и абсолютно беспринципным получился у Николая Качуры его персонаж Вукол Наумович Чугунов. Совершить подлог для этого человека – секундное дело. Весь в дядюшку и его племянник Клавдий Горецкий – Александр Петряев. Этот продаст и глазом не моргнет.
Роль маленького человека Павлина Савельича, который все видит, мотает на ус, по мере сил старается помочь, а в ответ слышит хамство, удалась Денису Чайникову. Эмоций и живости в сцены спектакля привносит комедийная роль Анфусы Тихоновны, которую исполнила Нина Валенская, заслуженная артистка России.
Картина постановки была бы неполной без работы художника по свету Игоря Фомина, художника Валентины Спевак, хореографа Николая Реутова и музыкального руководителя Андрея Федоськина.
Смена ролей
Зритель становится посетителем экспозиции с названием «Волки и овцы» в музее, и это еще больше усиливает эффект разыгрывающихся перед глазами публики сцен. Тот факт, что гость попадает именно в музей, подчеркивают стоящие на сцене чучела волков и парящие над артистами хищные птицы, а фон в виде деревьев, парка или лесной чащи наводит на мысль о предстоящей охоте за богатой невестой или женихом, состоянием, вымышленными и не очень долгами и так далее.
По сути, сюжет пьесы Александра Островского незамысловат, но, может, от этого в нем видится множество различных смыслов. В спектакле от сцены к сцене можно наблюдать, как некоторые волки становятся овцами, как овцы проявляют себя в качестве волков, а кто-то предпочитает оставаться волком в овечьей шкуре или овцой в волчьей. Превращение преследователей в жертв и метаморфоз жертв в преследователей. История, которая никогда не устареет, потому что в каждом человеческом обществе, трудовом коллективе, студенческой аудитории и школьном классе есть свои волки – преследователи и свои овцы – жертвы. Одни кушают, а другие позволяют это делать. Финальную точку в спектакле ставит сцена, в которой зритель слышит крик Мурзавецкого, а затем проявление его горя по поводу того, что волки съели его пса Тамерлана. На что Чугунов говорит ему, что настоящие волки съели его богатую невесту со всем приданым, и он с его тетей лишь чудом живы и остались ни с чем.
Наталья ЧеркашинаКорреспондент