Завтра была война

Когда хата не с краю

В праздничные выходные на сцене Норильского Заполярного театра драмы состоялась премьера. Спектакль «Завтра была война» по одноимённой повести Бориса Васильева поставил режиссёр Тимур Файрузов.

Как так вышло?

Тимур Файрузов не скрывает, он выбрал этот материал потому, что премьера была назначена на начало мая:

– Я почему–то сразу вспомнил «Завтра была война», перечитал и вдохновился. Потом, правда, пришлось поработать. Превратить повесть в пьесу помогала заведующая литературной частью театра Лада Шебеко. Да и самому мне пришлось текст четыре раза переписывать, чтобы привести к какому–то драматическому знаменателю.

Возможно, это магия самой повести, но драматический знаменатель Тимура Файрузова очень сильно перекликается с одноимённым художественным фильмом 1987 года режиссёра Юрия Кары. Монологи, эпизоды, сцены — как в картине, с другой стороны, они ключевые. Схожи костюмы, причёски, береты, пальто, девичьи белые воротнички и мальчишечьи вязаные жилетки, но, опять–таки, это элементы эпохи. И артисты подобраны похожие на исполнителей ролей в кино. Молодая Ирина Чериченко и наша Евгения Камбалина в роли Искры Поляковой одинаково резки в движениях, громогласны, их речи звонкие, проникновенные. Молодая Юлия Тархова и наша Анастасия Черкасова в роли Вики Люберецкой один в один нежны, красивы и беззащитны в кажущейся непохожести на других. Сергей Никоненко, сыгравший в фильме нового директора школы, настоящего боевого комиссара Николая Григорьевича Ромахина, и наш Денис Чайников, исполнивший эту же роль, — одного типажа внешности.

Но есть, конечно, и отличия. Другим у нас получился отец Вики, Леонид Люберецкий, — его сыграл Роман Лесик. Валендра — классный руководитель 9–го «Б», которую в нашем спектакле сыграла заслуженная артистка Красноярского края Варвара Бабаянц, особая. Некоторые сотрудники театра даже не узнали актрису в гриме.

Театральная мать Искры, товарищ Полякова, и киношная — тоже разные. Кажется, наша Маргарита Ильичева несколько переиграла бескомпромиссную женщину, фанатично преданную идеям революции. Великолепная Нина Русланова, знаменитая своей мощнейшей харизмой и сыгравшая в фильме комиссаршу, в своём «У меня такое чувство, что я скоро надорвусь, или уже надорвалась», смотрится намного органичнее и ранимее.

Впрочем, не примите это за придирки — уж больно мне нравится «Завтра была война» Юрия Кары. К тому же это абсолютно каноничный материал. А ещё актуальный, уверен режиссёр нашего театра.

– Несмотря на то что прошло больше 80 лет с момента описанных событий, вопросы, которые поднимает повесть Васильева, и сегодня остры. Как нельзя кстати звучат монологи героев. Слова попадают в сердце, так как отражают проблемы нашего времени, — объясняет Тимур Файрузов.

Где мои 16 лет?

Режиссёр подчеркивает: этот спектакль не о войне. Это история становления личности. Про мечты шестнадцатилетних, про их надежды, планы, первую влюблённость. И про выбор, который не сделать нельзя. И тем прекрасна эта история. Поэтому когда отбрасываешь все мысли о том, как поставлен этот спектакль, и акцентируешь внимание именно на 9–м «Б», понимаешь, какая классная эта работа. Актёры «Маяковки» настолько органично сыграли школьников, что им не просто веришь, в них влюбляешься. В каждого. Не смущает даже Сергей Даданов — уже не мальчик, но муж и отец, исполнивший роль тихого отличника Вовика Храмова. Весь спектакль даже немного завидуешь героям, потому что снова хочется стать таким же чистым листом, человеком, у которого всё впереди; который пытается понять, что его окружает; уверенным, что именно он может изменить мир; который придумывает детские многоходовки, чтобы раздобыть иностранные марки; мечтает стать актрисой; поднимается по канату, согнув ноги пистолетом; в 14 лет становится обладателем значка «Юный ворошиловский стрелок»; или просто хочет вырасти и всю жизнь прожить любимой и счастливой женщиной.

Но будут и споры с родителями: «Искусство должно будить мысли, а не убаюкивать их». Страх за близкого: «Нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьём самих себя, своих детей, своё будущее. Мы разорвём мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца». Большая потеря: «А мы с тобой ни разу не поцеловались. Ни разу! И я сейчас целую тебя за всё прошлое и будущее».

– Современным подросткам этот спектакль должен быть интересен, — уверен Тимур Файрузов. — Да, музыка там немного не их, костюмы необычные, поведение героев нетипичное, по–другому звучат диалоги. Но вопросы, которые поднимаются, герои–сверстники — должны зайти. Возрастной ценз сейчас — 16+. Но мы уже обсуждали в театре этот вопрос. Нам кажется, что спектакль вполне могут посещать подростки от 12 лет. Ничего крамольного в постановке нет, зато есть история становления человека, переживания переходного возраста, этапы взросления. Когда за тебя кто–то отвечает — это одно. А когда вдруг ты осознаёшь, что должен принять решение и сделать выбор, — это другое. И если ты не примешь этот вызов сейчас, то ты либо не повзрослеешь, либо повзрослеешь позже, когда нужно решать уже другие, возможно, более серьёзные и страшные задачки.

Кроется в деталях

Весь спектакль находишься в напряжении и переживаешь за героев не только благодаря игре артистов. Над сценографией с Тимуром Файрузовым, как всегда, работал его друг, художник–постановщик Фемистокл Атмадзас. Сценограф создал на сцене всего один элемент — большой белый подиум — и он сделал своё дело. При круговом движении, разной скорости, смене музыки и игре света всего лишь одна центральная деталь превращается в уютную квартиру Люберецких, потом — в учебный класс, а после — в тёмные и, кажется, сырые улицы, когда герои бегут, узнав страшные новости: отца Вики арестовали, Вика покончила с собой, Викиного отца освободили…

– Да, эта конструкция заключает в себе много разных образов и аллюзий, — делится Фемисткол Атмадзас. — В этот раз я нарочно убрал конкретику, фактуру, цвет, детали. На мой взгляд, пространство получилось достаточно образным и нейтральным. Подчеркну, не безликим, а нейтральным. Всё это для того, чтобы ни в коем случае не отвлекать внимание от персонажей. Героев много, они кажутся совершенно разными, и герои как раз и приковывают внимание: живые, молодые, счастливые, фактурные. Мы хотели подчеркнуть именно это.

Но в этой истории всё же есть ещё один параллельный сюжет. Никуда не денешься, но завтра была война. Наверное, поэтому так больно слышать ответ вечно влюблённой и говорящей невпопад Зиночки Коваленко на стенания отца Вики: « — Какой тяжелый год! — Знаете почему? Потому что 1940 год — високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите!»

– Всё равно так или иначе здесь главное событие — война, даже если она вынесена за скобки, — подытоживает Тимур Файрузов. — Ведь в истории человечества трагичнее войны нет ничего. Эта повесть и этот спектакль — ещё и история о неслучившейся жизни. В начале — мечты о светлом будущем, а потом — 22 июня 1941 года… И ученики 9–го «Б» снова определяются, кто они.

Жора Ландыс — герой Советского союза, лётчик–истребитель. Погиб в воздушном бою в 1943 году. Артём Шефер — когда перебили провод, он взорвал себя вместе с мостом. Не дал врагу пройти. Пашка Остапчук — война отняла у него ногу и спорт, и вернуться к Леночке Боковой инвалидом он так и не смог. Хотя она ждала его до Победы. Верка Сергунова — снайпер, герой Советского союза, погибла при исполнении. Вовик Храмов — в 1941 году стрелял по немецким танкам из своей малокалиберной пушки. Так и лёг у своей сорокопятки, ни шагу назад не ступил. Ева Горн — в августе 1941–го её семье было предъявлено обвинение как лицам немецкой национальности. Уже осенью репрессировали, больше о ней никто не слышал. Валька Александров — танкист, выжил, но сжёг гортань. После войны не стал великим изобретателем, он стал часовщиком. Зиночка Коваленко — прошла всю войну, вышла замуж и родила двух сыновей. Искра Полякова и её мама — героини подполья. Гестаповцы повесили мать на два часа раньше дочери. Так и висели рядом — Искра Полякова и товарищ Полякова — мать и дочь…

 

 

Текст Людмила Кожевникова
Фото Витас Бенета из архива «Заполярной правды»

 

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.