На всякого мудреца довольно простоты
На всякого мудреца… На большой сцене норильской «Маяковки» дали Островского
1 июня 2023
Зритель с восторгом встретил новый спектакль питерского режиссера-постановщика Александра ИСАКОВА «На всякого мудреца довольно простоты». Дополненная современными декорациями, музыкальным сопровождением и хореографией, пьеса российского классика Александра Островского оказалась неожиданно актуальной и злободневной в нынешних реалиях. Она до глубины души поразила норильчан. Выходя из зала, зрители говорили, что писатель удивительно хорошо разбирался в психологии людей, которая, как оказалось, не поменялась и спустя 160 лет с момента написания произведения.
– Мне давно хотелось поставить «Мудреца», – говорит Александр Исаков. – До него из Островского я ставил только «Женитьбу Бальзаминова», «Бешеные деньги», а до «Мудреца» все как-то руки не доходили. Очень хорошая пьеса. Современная. Я бы даже сказал, что на все времена. К сожалению, а может, и к счастью…
Реальная современность
– Почему и сегодня эта пьеса актуальна? – продолжает режиссер. – Да потому, что в ней скрыты все наши пороки, болезни, недостатки. Наше общество за последнее время деградировало, но сейчас мы хотя бы делаем попытки взглянуть на себя со стороны и как-то измениться в лучшую сторону. В этой пьесе нет ни одного положительного героя. Все очень прагматичны, циничны. У главного героя и не только у него основная цель – это выбиться в люди, чтобы иметь богатство, власть, деньги, статус. Финансы становятся главной целью жизни и основным критерием благополучия. Если у тебя есть деньги, тебе открыты все двери, а если у тебя ничего нет, то ты никто. И вместе с тем мы понимаем, что деньги – это далеко не показатель порядочности и человечности. Да и статус не всегда говорит о достоинствах индивидуума. Но, к сожалению, в последнее время наше общество было ориентировано именно на эти критерии.
Пьеса Островского – это попытка иронизировать над самим собой, сатира, пародия на себя. Я сознательно перебросил время действия в наш век гаджетов и современных технологий, когда люди практически ни на минуту не расстаются с телефонами и разучились общаться друг с другом, смотреть друг другу в глаза.
Постановка не является привычно классической, тем не менее это классика. Текст не меняется, но постановка должна показать, какие цели и задачи ставит перед собой сегодняшняя молодежь. Современные молодые люди практически не читают пьесы и книги. Они живут в телефонах и нужную информацию находят в интернете. Чаще всего они читают краткое содержание произведения, а не полный его текст. И что хуже всего, они пересказывают его так, что лучше бы помолчали. Один из представителей младого племени произвел на меня неизгладимое впечатление, когда я услышал, как он прочел «На всякого мудреца довольно простоты», поставив в последнем слове неправильно ударение и придав названию пьесы медицинский подтекст – «На всякого мудреца довольно простаты».
Представляете, до чего мы дошли? Что творится в головах у молодых людей? Общее наше оболванивание достигает пика, и это не без участия телефонов, которые стали продолжением руки человека. А по сути, это всего лишь средство связи, которое должно помогать решать быстро и мобильно какие-то текущие вопросы.
Посмотрите, как мы сейчас сидим в кафе с друзьями. Уткнувшись носом в телефоны. У меня есть пример из моей жизни. Мы вместе с актерами, моими учениками, будучи на гастролях, после спектакля решили отметить это событие. Пришли в кафе, и все, кроме меня, уткнулись в телефоны. Я смотрю на них и говорю: «Ребята, а зачем мы сюда пришли? Так можно посидеть и в театре или дома». Они все поняли и убрали гаджеты. Современные мы перестали делать хорошие и глупые вещи. Мы утрачиваем навыки обычного человеческого общения не только из-за телефонов, но и из-за того, что с детства нас приучают дружить и общаться с тем, с кем нужно и полезно для будущей карьеры, достижения определенного статуса и так далее. Мы разучились дружить просто и бескорыстно. Меня пугает такое положение вещей, и поэтому в своей постановке я пытаюсь над этим посмеяться, поиронизировать.
Я бы назвал свою постановку страшной комедией. Это в любом случае комедия, потому что, пока мы можем смеяться, еще не все потеряно. Вот когда мы перестанем над этим смеяться, то все! Наступит конец.
Сильный состав и муки творчества
Актеры в новой постановке – наше все! Александр Исаков говорит, что ни минуты не сомневался в выборе артистов на роль того или иного героя пьесы. Опыт помог. Это уже восьмой спектакль мэтра на сцене Заполярного театра драмы. С одними он работал первый раз, а другие уже участвовали в его режиссерских работах.
– Первый раз я работал с Александром Носыревым – главный герой Егор Глумов, – рассказывает режиссер. – Хороший актер. Молодец. Он зацепил меня в других спектаклях своим отношением к делу, профессионализмом и умением схватывать на лету. А вообще могу сказать, что все молодцы, все старались. Времени было мало. Но его всегда не хватает. Репетиции длились всего месяц, как и в случае с другими постановками на норильской сцене. Репетировали немного в апреле, потом был небольшой перерыв, и в мае продолжили. Репетировали утром и вечером, с перерывами актеров на другие спектакли. В общей сложности прошло более 50 репетиций. Напряжение высокое – и эмоциональное, и физическое. Это адская работа, но для артистов это нормальная практика. Они по жизни труженики. Профессия актера кровавая, потная, нервная, скандальная, жуткая, но лучшая на свете. И когда я набираю слушателей на свой очередной учебный курс, я говорю им, что в эту профессию надо идти готовыми к тому, что придется много, очень много работать. И в ней важно, чтобы артисты были готовы услышать мои предложения. Я слушаю то, что они говорят, и вместе мы создаем что-то третье.
Эта труппа стала мне близка. Не может режиссер решать все и за всех, но он должен четко знать, что сделать, а как – рожаем вместе. В творческих муках, в радости, по-разному. Хуже профессии, чем режиссер в день премьеры, найти невозможно, потому что кроме инфаркта ты ничего не имеешь. Зато для актера это лучший день, потому что он выходит к зрителю. Берешь зал, делишься с ним энергией и получаешь ее обратно! И дело даже не в аплодисментах, а в реакции: смехе, тишине. Самое главное, когда зал дышит вместе с тобой, а режиссер наблюдает за премьерой спектакля и грызет валидол. Режиссер почти всегда недоволен собой. Есть закон, что успех – это заслуга актера, а неуспех – это промах режиссера.
На высоте и команда, которая отвечает за техническую, музыкальную и хореографическую составляющую спектакля. Без художника-постановщика, художника по свету, аранжировщика и музыкального руководителя, а также хореографа картина спектакля будет не полной, не выпуклой и не яркой. В этот раз все сложилось идеально.
Не просто выбиться в люди, порой приходится прибегнуть к обольщению собственной тетушки Клеопатры Львовны Мамаевой (Маргарита Ильичева)
Корпоративная тусовка
К этому событию – помолвке Глухова с Машенькой, которую сыграла Юлия Минкина, подводят все эпизоды спектакля. Перед глазами выстраивается хитро продуманная предприимчивым молодым человеком схема, которую рушит женщина. Ох, не стоит пытаться въехать в рай за счет лести и игры на чувствах дамы. Месть обманутой женщины будет ужасна, сокрушительна и современна, как и больше ста лет назад. Публикация разгромной статьи в газете и зачитывание ее на светском корпоративе дают эффект разорвавшейся бомбы, и планы о выгодном бракосочетании летят псу под хвост. Финальная сцена взрывает светский корпоративчик тишиной минутной паузы, герои застывают в немой сцене, почти как в «Ревизоре», а напряжение достигает апогея. Но, придя в чувство, присутствующие решают, что он «деловой человек», его обязательно нужно наказать, но спустя время, может быть, и простить.
– Очевидно, что похищением дневника героиня Маргариты Ильичевой – Клеопатра Мамаева хотела отомстить Глумову и вернуть его обратно, – поясняет Александр Исаков. – В финале, когда звучит: «Его надо приласкать», она откликается: «Уж это я возьму на себя». А Мамаев говорит Глумову: «Запомни, женщина не прощает тому, кто не замечает ее красоты». И неважно, в какое время это было сказано. Важно, какое действие скрыто за словами, важно понять это с сегодняшней точки зрения. Кто-то прочтет скрытый смысл, кто-то нет, одни примут спектакль за чистую монету, другие увидят в нем пародию и иронию. Кто-то скажет про спектакль: «Ужас! Какой кошмар!», а кому-то он понравится. И меня это будет устраивать. Это произведение не должно оставлять равнодушным.
Маски спали, многоходовочка Глумова вскрылась. «Делового человека» Егора нужно наказать, а потом, может быть и простить.