Ревизор

«Ревизор» в городе N

Рискую быть освистанной за расхожую фразу «На то она и классика, что актуальна во все времена», но в Норильске ставят «Ревизора».

До премьеры «Ревизора» осталось меньше месяца, но многое в спектакле ещё переделывается и дописывается.

Сценограф спектакля Анвар Гумаров — известный театральный художник–постановщик. Обещают много света и смыслов.

К нам едет...

За постановку взялся уже известный норильскому зрителю режиссёр и хореограф Николай Реутов. В прошлом театральном сезоне он впервые как постановщик представил на наших подмостках спектакль «Тартюф». Кстати, комедию Мольера в интерпретации Реутова пусть с оговорками, но оценили известные театральные критики. В этот раз режиссёр снова берётся за бессмертную классику.

– Да, теперь у нас «Ревизор», хотя не только у нас, — иронично посмеивается Николай Реутов. — В последнее время у многих массовые проверки. Сейчас это снова актуально. Любая проверка порождает, как мне кажется, в первую очередь страх. Именно этим и интересна старая история. Моя главная задача, которую катастрофически тяжело выполнить, — чтобы зритель не заснул на первой фразе. Ведь мы прекрасно понимаем, что «Ревизора» Гоголя знают все. Абсолютно все! Фразы и смыслы уже настолько затёрты, что мы даже перестали их замечать, перестали слышать, что говорят герои. Так и в жизни: человек пропускает мимо именно то, о чём ему постоянно твердят. Объясню на элементарном примере. Нам регулярно повторяют: «В случае возгорания не паникуйте и воспользуйтесь эвакуационными выходами, которые обозначены так–то и находятся там–то...» Но когда реально случается нештатная ситуация, люди, как ненормальные, мечутся из стороны в сторону и не понимают, куда бежать. Похожее происходит и с «Ревизором». Мы настолько хорошо знакомы с репликами и действиями героев, что они в какой–то момент просто затираются. А давайте не только посмотрим комедию, но и поставим себя на место героев. Ведь фраза «К нам едет ревизор» на самом деле наводит на всех настоящий ужас. Человек, получивший известие о том, что идёт проверка контролирующих служб, да ещё и с каким–нибудь предписанием, не знает, за что хвататься, куда смотреть. Судорожно начнёт чистить свои бумаги, телефон и компьютер. Мне кажется, что, когда это происходит, человек начинает вести себя неадекватно. Я уверен, что страх — это самое безобразное чувство, потому что он делает с человеком всё что угодно, он уничтожает всё живое. Это происходит и в этой пьесе, и в жизни.

Интерпретируя классику

Что любопытно, в прошлом театральном сезоне, когда Николай Реутов рассказывал «Заполярной Правде» о своей постановке «Тартюф», ему были близки схожие настроения. Он предлагал рассматривать комедию Жана–Батиста Мольера как «страшную трагедию одиночества». Видимо, вырисовывается художественный почерк режиссёра.

– Да, ведь «Чайка» Антона Павловича Чехова — это тоже комедия, в финале которой человек застрелился, — объясняет Реутов. — У Гоголя то же самое. И это не просто комедия, я бы сказал — божественная комедия, потому что над нами всеми смеётся Бог. Или жизнь, которая иногда так переворачивает тебя, что становится невыносимо больно, ужасно и несправедливо, что ты уже ничего не можешь сделать, кроме того, как просто смеяться.

Усложняет задачу режиссёру и цитируемость произведения. Пьеса из школьной программы, которую не поставил только ленивый. Да и профессиональные артисты, уверена, не раз отыгрывали её в экзаменационных эскизах.

– Конечно это сложно! — подтверждает Николай Реутов. — И дело даже не в том, что это было у того режиссёра, а вот это у другого. А в том, что всем понятно, как это ставить. У артистов есть насмотренность, и они знают, как это играть, как выстраивать эти водевильные диалоги. Именно эту «намазанность языка» мне и хочется убрать. В этом мне очень помогает заведующая литературным отделом Норильской «Маяковки» Лада Шебеко. Мы многое сокращаем и добавляем тоже. Мы дополнили диалоги героев текстами из других произведений Николая Гоголя: выбрали то, что нам кажется необходимым, то, что помогает нам осовременить «Ревизора» и посмотреть на него без глянца миллиарда привычных постановок. У нас будет текст из одного непопулярного произведения Гоголя — «Выбранные места из переписки с друзьями». Плюс «Записки сумасшедшего» из «Развязки «Ревизора». Такая пьеса существует, но её не проходят в школе. И, как мне кажется, зря — её нужно изучать: она очень интересная, была позже дописана Гоголем. А ещё мы позволили себе включить в спектакль «наше всё» — Александра Сергеевича Пушкина и даже Набокова.

При этом Реутов настаивает, что он не переписывает историю. Также от «намазанности языка» его спасёт замена кринолинов и фраков на джинсы и пиджаки.

– Поймите, кринолин — это же форма, а она тащит за собой определённое содержание, — продолжает режиссёр. — Поскольку мы хотим внести новые смыслы, нужно отойти и от прежних клише. У нас разговор не про XIX век, не про ту Россию, которая была. Мы ведь живём сейчас, проблемы у нас сегодня, поэтому говорить хочется о нас нынешних. Боже, какая же это банальность, та самая фраза «Это потому и классика, что она актуальна во все времена». Но от неё никуда не деться.

При том что сегодня в большинстве случаев слово «чиновник» носит скорее отрицательный оттенок, Реутов их не уничижает и не уничтожает.

– Это же люди, попавшие в непростую ситуацию, каждый персонаж этой пьесы, — подчёркивает режиссёр. — Именно это мне и интересно: что происходит с человеком в том или ином случае. Как он меняется. Ведь у него была своя жизненная установка — верная или не очень, — и вдруг что–то происходит, что его начинает выкорёживать. Либо, напротив, обстоятельства закручиваются, закручиваются, закручиваются, а человек неизменен в каких–то главных своих вещах. В этом очень интересно разбираться.

До премьеры остался месяц, но, как признался режиссёр, они всё ещё продолжают дополнять некоторые моменты. И это при том, что читки сценария уже завершены, команда отобрана и артисты, как говорят в театре, уже стоят на ногах, щупая сцену. Один из артистов, задействованных в «Ревизоре», признался, что это будет что–то необычное, местами провокационное.

– Не слушайте никогда артистов! — смеётся Реутов. — Поймите, театр не создан для того, чтобы провоцировать кого–то на что–то. Мне кажется, что нужно просто разговаривать, просто произносить вслух то, что у тебя болит. Да, кто–то может сказать: «Вы меня провоцируете!» Я отвечу просто: «Нет, это не провокация. Возможно, вы просто никогда не задавали себе такие вопросы».

Над сценографией Реутов снова работает со своим другом, художником–постановщиком Анваром Гумаровым. Форма и цветовая гамма опять–таки чем–то схожи с «Тартюфом». Но вот содержание иное. Акцент сделан на свет: будет много лампочек, световых надписей и одна очень–очень большая лампа на первом плане.

– Это символ прозрения? Или угасания? — интересуемся у режиссёра и завлита.

– Пока не скажем. Может, это та самая настольная лампа, которой светят в лицо на допросе в тёмном кабинете следователя, — смеётся команда.

Что касается артистов, в «Ревизоре» задействованы молодые и яркие актёры норильской труппы. Вздыхая, с лёгкой грустью Николай Реутов признался, что у него был расчёт на одного возрастного персонажа, но артист, которого он видел в этой роли, улетел. Режиссёр до сих пор не знает, обещал ли тот вернуться.

– Как всегда, не успеваем. Как всегда, ещё бы дней десять, — в конце разговора добавляет Реутов. — Но я вам скажу, что два месяца на подготовку такого спектакля — это мало, потому что это очень тяжёлый материал. Именно потому, что он известен всем. Чтобы сделать его живым, настоящим и злободневным, нужно приложить много усилий. Чёрт возьми, потому что он всё же весёлый. (Смеётся.)

А уже в конце беседы с Николаем Реутовым и Ладой Шебеко прямо во время интервью было принято решение, что развязку своей истории они будут сокращать. Уберут некий венок, оставят только чиновников и фразу «Мы русские». В каком контексте её произносят, режиссёр не раскрыл.

– Всё будет по–честному, по Гоголю, — добавил постановщик, — но без немой сцены в конце. Возможно, развязка будет страшной. В общем, не скажу, это секрет. Приходите на премьеру 9 и 10 ноября.

Текст Людмила Кожевникова
Фото Александр Горбарчук

19 октября в 10:15 

 

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.