Сон в летнюю ночь
«СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ» ПОКАЗАЛИ В ЗАПОЛЯРНОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ
#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Комедию «Сон в летнюю ночь» для второй постановки приглашенного режиссера в самом северном (первой была «Кровавая свадьба» по Лорке) выбрал театр.
18 марта 2024 года
По словам Сергея Потапова, после «Кровавой свадьбы» Норильский Заполярный театр стал для него почти родным, но работать пришлось не только с уже знакомыми артистами. В кастинге приглашенный режиссер ориентировался на главрежа Норильской драмы Анну Бабанову и считает себя в ответе за весь разновозрастной состав спектакля. Вопреки репутации «якутского Тарантино», как часто в прессе называют Сергея Потапова, режиссер в норильской постановке продемонстрировал уважение к классике. Даже текст выбран «самый романтический» – так он называет перевод Татьяны Щепкиной-Куперник.
Постановочная команда норильской версии «Сна в летнюю ночь» не первый раз работает с режиссером, но впервые (за исключением художника по костюмам Сулпан Азаматовой и художника по свету Сергея Крылова) в самом северном. О том, что спектакль задуман красивым, легким, интересным зрителям, говорили все ее участники.
Художник-постановщик «Сна…» Михаил Егоров работает вместе с Сергеем Потаповым в Саха академическом театре в Якутске два десятилетия. Оба являются заслуженными деятелями искусств Республики Саха (Егоров отмечен еще и Госпремией) и много сотрудничают с другими театрами. В отличие от режиссера Михаил Егоров норильскую сцену изучал сначала дистанционно. По словам художника, по приезде в театр он был приятно удивлен, когда увидел придуманные им декорации в полной готовности и понял, что не ошибся в расчетах. Свой спектакль Михаил Егоров называет импрессионистичным и рассказывает, что уже ставил эту комедию:
«Мы с Сергеем много работаем вместе. Я изучил его методы и понимаю, что ему подходит, а что нет. С Сулпан Азаматовой из Башкирской драмы я знаком, и, хотя спектакль вместе мы оформили в первый раз, у нас тоже все сложилось. Сулпан блестяще справилась с костюмами».
Для художника ее работа над разноплановыми персонажами шекспировского «Сна…» стала серьезным испытанием.
«В одежде героев, среди которых не только афиняне, но и эльфы с феями, к классической основе мы добавили немного современных деталей», – пояснила Сулпан Азаматова.
Хореограф из Санкт-Петербурга Мария Кораблева, впервые сотрудничавшая с труппой Норильского Заполярного, призналась, что ей, как и всей команде Сергея Потапова, в Норильске было очень комфортно.
«Мне безумно нравится пьеса. Ее можно по-разному трактовать, ставить, и для меня очень важно, что в ней требуется много движения. Безусловно, постановка должна быть очень красивой и легкой. Как известно, красота спасет мир… Мне нравится, как у нас получились сказочные персонажи, над которыми мы откровенно подшучивали».
Сказочные герои комедии позволяли подшучивать над собой всем: хореографу, актерам, режиссеру, художникам… Они же при каждом своем появлении на сцене вызывали смех и аплодисменты в зале. Точнее, аплодировали актерам, выразительно играющим эльфов, а также афинских ремесленников, репетирующих пьесу из «Метаморфоз» Овидия в подарок на свадьбу своему герцогу. На сцене, по воле драматурга и режиссера, Александр Герасимчев, Степан Мамойкин, Сергей Даданов, Евгений Нестеров, Александр Петряев, Иван Розинкин, Денис Чайников, Ярослав Сурженко переносят зрителей то в волшебный лес, где обитают эльфы, то во дворец, где в финале они все-таки показывают овидиевскую легенду о Фисбе и Пираме.
В шекспировской комедии обрамлением сюжета является предстоящая свадьба герцога Тезея (артист Павел Егоров) и царицы амазонок Ипполиты (заслуженная артистка РФ Нина Валенская) в начале действия и финальный праздник после нее. Эта сюжетная рамка вылилась в красивое сценографическое решение спектакля – раму на сцене, которая делит ее на дворец и лес. В зависимости от мизансцены одно и то же пространство дополняется деталями, часто при этом мастерски используется свет.
Второй и центральный сюжет связан с «любовным квадратом», состоящим из четырех молодых афинян. Елена (артистка Елена Донова) любит Деметрия (артист Алексей Ковригин), Деметрий влюблен в Гермию (артистка Дарья Дороготовцева), Гермия, которая по воле отца должна принадлежать Деметрию, любит и любима Лизандром (артист Александр Жуйков). Гермия с Лизандром, а за ними Елена и Деметрий сбегают в лес, где с ними начинают происходить чудеса.
Параллельно в мире эльфов происходит любовная ссора между царем эльфов Обероном и царицей фей Титанией (артисты Николай Качура и Маргарита Ильичева). Сюда же приходят афинские ремесленники и вливаются в круговорот странных событий и необыкновенных превращений. Так ткач Основа (артист Степан Мамойкин) с помощью сока волшебного цветка приобрел ослиную голову и покорил красавицу Титанию…
Сцена с царицей эльфов, ласкающей голову осла, изначально рассчитана на смех зрительного зала. Как и метаморфозы чувств «любовного квадрата», происходящие при помощи того же сока… В этой комедии любви все трудности преодолеваются самым волшебным образом и из «квадрата» образовываются две влюбленные пары, а Оберон обращает вспять магию против Титании.
Сергей Потапов и его команда надеются, что их «Сон в летнюю ночь» привлечет зрителей в театр в любое время года. У «якутского Тарантино» для этого есть особое средство, похожее на сок волшебного цветка. Его уже распылили в зрительном зале на премьере спектакля…
Ранее «Таймырский телеграф» писал, что в свет вышел первый сборник пьес норильских драматургов.
Больше новостей читайте на совместном канале «Таймырского телеграфа» и «Северного города» в Telegram.
Валентина Вачаева
Фото: Денис Кожевников