Завтра была война

Тимур Файрузов: «Получился спектакль на вечные человеческие темы»

В Норильской драме прошла премьера постановки «Завтра была война».

07 мая

#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Сценическая версия повести Бориса Васильева в Норильском Заполярном театре представлена в формате «ожившей» фотографии.

Режиссер Тимур Файрузов, по его словам, считает повесть Бориса Васильева, опубликованную 40 лет назад, не просто современной, но и своевременной:

«В итоге получилась постановка на вечные человеческие темы», – говорит режиссер.

В 1940-м ученики 9 «Б» еще не знали, что «завтра будет война», и просто учились, дружили, влюблялись, конечно, думали о том, кем станут после школы. Исполнители, занятые в спектакле, по ощущению из зрительного зала, очень органичны в ролях девочек и мальчиков, одновременно похожих и непохожих на сегодняшних школьников.

Без преувеличения трепетное отношение актеров к героям васильевской прозы, хотя некоторым из них часто приходится говорить чуть ли не лозунгами советской эпохи, заставляет зал с таким же трепетом следить за происходящим на сцене. Зрители вместе с 9 «Б» переживают трагедию Вики Люберецкой, не отказавшейся от отца и покончившей жизнь самоубийством.

Анастасия Черкасова словно создана для роли дочери главного конструктора авиазавода Виктора Сергеевича Люберецкого. Актриса играет человека, в котором «все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Не меньшую симпатию вызывает и отец Вики в исполнении Романа Лесика. Вместе с дочерью он читает стихи Есенина, считавшиеся в то время упадническими. Рассуждает с ее подругами об искусстве, вспоминая свои споры с Маяковским: «Спорить необходимо. Истина не должна превращаться в догму…» В спектакле вместо «Дай, Джим, на счастье лапу мне» и «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», как у Васильева, герой Лесика читает отрывки из «Анны Снегиной». Причем делает это так, что аплодировать ему начали еще на генеральной репетиции.

На роль бескомпромиссной Искры Поляковой режиссер назначил Евгению Камбалину и Дарью Дороготовцеву. По сюжету их героиня под влиянием Люберецких меняется и даже восстает против системы советских ценностей, в которые свято верила. Из женских ролей также запоминается образ Зиночки Коваленко, созданный Юлией Минкиной. Ее персонаж не просто обаятельная и привлекательная, но и очень добрая девушка.

Из мужских образов остаются в памяти работы Александра Петряева в роли влюбленного в Вику Жорки Ландыса и Александра Носырева – поклонника Зиночки Артема Шефера. Отдельная история – трагическая роль директора школы Ромахина в исполнении Дениса Чайникова. Точно сыграли своих героев Александр Жуйков, Алексей Ковригин, Ярослав Сурженко, Сергей Даданов. Брутальному Александру Жуйкову на этот раз выпала роль «предателя» Сашки Стамескина. Герой Жуйкова оказался единственным из ребят, кто не встал на сторону Люберецкого после ареста, хотя в свое время тот взял мальчишку к себе на завод.

Не жалеют своих героинь актрисы Варвара Бабаянц и Маргарита Ильичева. Учитель литературы Валентина Андроновна по прозвищу Валендра Варвары Бабаянц своим ученикам дает только одно право – подчиняться. Сложнее с матерью Искры, товарищ Поляковой, которую играет Маргарита Ильичева. Неожиданно видеть актрису в роли фанатки, говорящей лозунгами. Однако в этом образе просматривается непростая судьба и продиктованный ею выбор, которому героиня Маргариты Ильичевой стремится подчинить и свою дочь.

В конце спектакля на классной доске появляется информация о том, что Искра Полякова вместе с матерью во время войны была повешена гестаповцами. Артем Шефер взорвал себя вместе с мостом. Погиб летчик-истребитель Георгий Ландыс. Но по сюжету это случится завтра…

Сценографа Фемистокла Атмадзаса радует, что в спектакле артисты хорошо читаются на фоне придуманных им декораций. По словам художника, история придумывалась как «ожившая» фотография: «Хотелось создать абсолютно нейтральный фон, без фактур, без цвета…»

Основная декорация, напоминающая складную фотокамеру, преобразуется то в школьный класс, то в квартиры, где живут герои, или осенний лес. По замыслу постановщиков, артисты находятся на наклонной плоскости.

«Под ними не очень твердая земля, – рассказывает художник, – они молодые, им надо расти, куда-то бежать, забираться на гору».

На сцене это вечное движение молодости не прерывается все два акта. Его подчеркивают пластические решения от балетмейстера Оксаны Малышевой, считавшей своей главной задачей создание на сцене атмосферы 1940-х годов. По мнению создателей спектакля, он должен быть интересен в первую очередь молодому зрителю. Возможно, кто-то после спектакля прочитает книгу или посмотрит ее экранизацию.

текст: Варвара Сосновская, Фото: Николай Щипко

 

Спасибо за заказ!

В ближайшее время с Вами свяжется менеджер для обсуждения деталей

Заявка отправлена

Мы используем cookies!

Эта технология делает сайт удобным для использования и дает много преимуществ.