Горе от ума
Грибоедовскую классику поставил приезжий режиссер Владимир Золотарь.
18.10.2022 16:27 Текст: Марина Хорошевская Фото: Александр Харитонов
#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В Норильске состоялась первая театральная премьера нового сезона – за комедию «Горе от ума» по пьесе Грибоедова взялся приглашенный мастер, главный режиссер Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова Владимир Золотарь.
82-й театральный сезон Норильский театр драмы имени Вл. Маяковского начал с грибоедовского «Горя от ума». В нашем театре это произведение никогда еще не ставили.
Сюжет знает любой школьник – пьесу относят к категории «энциклопедии русской жизни». Переполох и скандал в богатом чиновничьем доме, бал, дочь Фамусова Софья узнает, что нелюбима, а разочарованный Чацкий уезжает из Москвы со словами:
«Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок! –
Карету мне, карету!»
В норильском «Горе от ума» нет проходных ролей: неважно, малая она, третьего ли, четвертого ли плана или одна из тех, на которых держится каркас постановки. Массовые колоритные сцены – главная удача спектакля. Россыпь юмора в сочетании с отточенностью линий делает постановку абсолютно обаятельной.
Здесь все как во времена Грибоедова: якобы модное общество – пошлое, якобы умные речи – довольно глупы, якобы правильные люди – лицемерны и порочны. Иногда сквозь «грибоедовщину» сложно продраться, некоторые монологи кажутся чуть затянутыми, но из песни, как говорится, слов не выкинешь, так что цель сохранить смыслы и дать им новую «озвучку» реализована на все сто.
К нашему времени действие приближают сценография и костюмы (Фемистокл и Ольга Атмадзас), художественное оформление (Александр Рязанцев) музыка и современные атрибуты (мобильники, микрофоны, светящиеся дискотечные элементы, огромные буквы-декорации, которые в финале выстраиваются в английское FAMOUSE – «известный»). А вот текст, пафосная люстра и тысяча других театральных составляющих – напротив, возвращают в XIX век. На этом контрасте режиссеру удалось создать современную классику с понятным сюжетом и роскошными акцентами.
Чацкий (Александр Герасимчев) довольно «влобовую» противопоставлен «высшему свету»; он даже внешне отличается от этих нарядных и немного нелепых, одетых будто «у одного дизайнера» людей в кринолинах. Главный герой похож то ли на современного Гамлета, то ли на балабановского Данилу Багрова. Парень в джинсах и кожаной куртке отстаивает право оставаться выше предрассудков, пытается доказать, в чем правда. Что ж, в его бунтарстве главным образом и проявляется остросюжетность вечной комедии. Только вот от ума – все равно горе, разочарование и одиночество: сэ ля ви.
Убедительны и естественны Фамусов (Яков Алленов), Софья (Анастасия Черкасова), Лизанька (Дарья Дороготовцева) и Репетилов (Сергей Даданов). Комичны герои Евгении Камбалиной, Марины Журило, Дениса Чайникова, Нины Валенской, Елены Доновой и другие представители светской тусовки; одно удовольствие наблюдать за «маленькими трагедиями» этих персонажей.
Многие артисты открылись и заблистали в новом амплуа: пожалуй, наиболее объемной и смешной в спектакле получилась фигура Скалозуба (Николай Каверин), не уступает своему партнеру по сцене Алексей Ковригин (роль Молчалина) и Александр Петряев в роли Загорецкого.
Бессмертной комедии русского писателя и дипломата уже два столетия. Пьеса не только разошлась на цитаты, но до сих пор востребована в театрах. Заполярную «Маяковку» постановка, несомненно, украсит и обогатит.
Напомним, режиссера Владимира Золотаря критики относят к редкой категории настоящих главных режиссеров – строителей театра. С норильской «Маяковкой» номинант «Золотой маски – 2019» пересекался на фестивале «Сибирский транзит», где Золотарь дважды получал главные премии, в том числе и «За художественный поиск».