Ревизор
по мотивам комедии Н. В. Гоголя
Ревизор
по мотивам комедии Н. В. Гоголя
Уже 188 лет прошло с того момента, как Н.В. Гоголь обратился к А.С. Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет...русский чисто анекдот. Рука дрожит написать комедию... клянусь, будет смешнее черта!» И получил в ответ историю о том, как случайного человека приняли чиновники провинциального городка за важного петербургского сановника ... типичная ситуация, таких путаниц тогда случилось немало, породила гениальную комедию, смех в которой замешан на горечи и страхе, и это по сей день «ужасная исповедь современной России» (А.И. Герцен)
В спектакле жанр произведения осмыслен как высокая комедия, где есть место и драматическим мотивам, и даже трагическим. Режиссер Н.А. Реутов отмечал, что фабула известной пьесы напоминает ему «божественную комедию», когда само Провидение смеется над грешным, слабым человеком, переживающим это как боль, отчаяние, несправедливость. Фактически создана новая сценическая версия произведения Н.В. Гоголя, в которой классический текст рассматривается в широком культурном контексте, куда вписаны и произведения самого Н.В. Гоголя (черновые варианты «Ревизора», «Театральный разъезд», «Развязка «Ревизора», а также «Записки сумасшедшего», «Выбранные места из переписки с друзьями»), тексты А.С. Пушкина и О.Э. Мандельштама. Но кроме того,- в препозиции размышлений об образах и смыслах великой русской комедии находятся жизнеописание Н.В. Гоголя, созданное В.В. Вересаевым, «Легенда о Великом Инквизиторе» от Ф.М. Достоевского, дополненные откровениями наших современников, вычитанными из социальных сетей или созданными в ходе репетиций, в процессе собеседований режиссера с артистами. В результате постановка получила вневременное, полифоническое звучание, адресованное современной аудитории, исследующее, прежде всего, феномен СТРАХА в психологическом, социальном, философском аспектах.
-
Николай Реутов
режиссер
-
Наталья Дружкова
Художник по костюмам
-
Тарас Михалевский
Художник по свету
-
Анвар Гумаров
Художник-постановщик
В спектакле заняты
-
Александр Жуйков
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий
-
Анастасия Черкасова
Мария Антоновна, дочь его
-
Николай Каверин
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья
-
Павел Авдеев
Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ
-
Евгений Нестеров
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений
-
Степан Мамойкин
Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер
-
Инесса Талашкевич
Жена унтер-офицера
-
Александр Носырев
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга
-
Сергей Даданов
Осип, слуга его
Описание
Та самая добрая старая сатира, мимо которой все в школе «проходили», знают, с чего начнется и чем закончится, помнят этих вечно мятущихся неудачников – Городничего, Ляпкина-Тяпкина, Землянику, Хлопова, Шпекина, Бобчинского иже с ними Добчинского, — что «мальчишку… пустейшего человека… сосульку» Хлестакова приняли за «важного человека или вельможу». И поделом им: начальство, являющееся даже каким-то «инкогнито из Петербурга», — «надо знать в лицо»!
Именно поэтому наш город N, тот самый, от которого «три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», должен быть готовым к встрече — с таким знакомым незнакомцем, с таким знаменитым неизвестным, каковым является это удивительное, неисчерпаемое содержательно и выразительно произведение. Каким оно явится на сей раз – пока непознаваемо. Но встреча неотвратима!
«РЕВИЗОР» — пьеса-загадка, «самая трудная пьеса мирового репертуара» (М.Кнебель), с миражной интригой и фатальным исходом. Ее единственно-положительным героем является СМЕХ, а движущей конфликт пружиной общепризнан СТРАХ. Этот «СТРАХоСМЕХ» или «СМЕХоСТРАХ» кажется гениальным прозрением от классика русской литературы — основного механизма, «perpetuum mobile» нашей общественной жизни. А так как механизм действующий, произведение не теряет в ощущении его острой актуальности. Стоит только глубже, точнее осмыслить его реальный контекст, и зашевелятся поршни, побегут жизненные токи, — зазвучит смех, зашипит страх, взвихрится весь этот трагический карнавал, в котором перемалываются грехи и грешки человеческие, все те же, впрочем, в наше время, что и без малого пару столетий назад.
Известно, что Автор не был доволен первыми постановками пьесы в Петербурге и Москве, где в сочиненном им мире увидели по большей части водевильные или же фарсовые черты/интонации. Даже в зрительском успехе он видел признаки творческой катастрофы. Ему не хватало жизненной и психологической правды, ему хотелось, чтобы публика прозревала в этом злополучном городе N свой духовный мир, пораженный страстями и пороками, накануне встречи с вечным и неподкупным Ревизором, от всевидящего ока которого ничто не спрячется… Он надеялся, что бич беспощадного смеха поможет людям прозреть, узнать подлинный страх Божий, который только и способен вернуть падшему — «образ человеческий». На границе возможности «очеловечиться», когда перестают звенеть бубенчики то ли смеха, то ли страха, и остановлено действие пьесы.
Но возможно ли для всех этих сквозник-дмухановских и гибнеров etc — духовное преображение? Вопрос, взывающий к поиску. Пьеса претерпела с момента создания множество сценических интерпретаций, вплоть до переосмысления ее жанровой принадлежности: «трагедией-буфф» называли критики знаменитого «Ревизора» Всеволода Мейерхольда (1926), где шедевр Н.В. Гоголя рассмотрен в контексте всего творчества писателя. Конгениальным, близким к авторскому замыслу считается образ Хлестакова, созданный Михаилом Чеховым (1921), воплотившим на сцене необыкновенный «дар импровизационного самочувствия»: «движимый то страхом, то успехом, то влюбленностью, то опьянением, его Хлестаков откликался самым живым образом на все происходящее, и в этом живом непосредственном отклике рождались самые неожиданные краски. Чеховский Хлестаков, как того и требовал Гоголь, разворачивался неожиданно для самого себя…» (М. Кнебель) Этой легкостью, непредсказуемостью он кому-то из зрителей показался тогда даже близким к шизофрении…
И в новом тысячелетии «Ревизор» — частый гость сценических подмостков: постановки Римаса Туминаса, Валерия Фокина, Юрия Соломина, Сергея Арцибашева, Валерия Золотухина, Роберта Стуруа, Андрея Сидельникова, Юрия Бутусова, Сергея Женовача и др. свидетельствуют о том, что «старый механизм» СМЕХоСТРАХа действует безотказно, зацепляя и перемалывая все новые и уже современные поколения хлестаковых, ляпкиных-тяпкиных, земляник, шпекиных, хлоповых и пр..
Постановка спектакля осуществлена в рамках партийного проекта Культура малой Родины.
Галерея
Рецензии
-
«Гоголь – гений» - звучало на каждой репетиции «Ревизора» в Норильском театре как максима, заклинание, боевой клич… И это неоспоримо. Первооткрыватель мира русского чиновничества в большой литературе, знаток нравов уездного города N, он, кажется, как придуманный им Вий, указал точно на вечный двигатель русской духовной и общественной жизни – СТРАХ.
Сайт театра -
Режиссер Николай Реутов поставил гоголевского «Ревизора» по мотивам комедии, дополнив ее крупными планами отдельных персонажей.
Северный город/сайт -
Новый взгляд на классику, которая оказалась актуальной и для современности. Проблемы поколений отцов и детей, карьеризм и очковтирательство, инфантилизм, нежелание и неумение брать ответственность за свои поступки, страх перед расплатой и желание отсрочить приговор судьбы.
Таймырский телеграф -
Рискую быть освистанной за расхожую фразу «На то она и классика, что актуальна во все времена», но в Норильске ставят «Ревизора».
До премьеры «Ревизора» осталось меньше месяца, но многое в спектакле ещё переделывается и дописывается.
Сценограф спектакля Анвар Гумаров — известный театральный художник–постановщик. Обещают много света и смыслов.Заполярная правда -
Хореограф Николай Реутов второй раз представит свою режиссерскую работу на сцене «Маяковки». Разговор с режиссером-постановщиком
Таймырский телеграф
Отзывы
Билеты
-
11январясуббота
-
16+ПремьераРевизорпо мотивам комедии Н. В. Гоголя18:00от 800 ₽
-
Частые вопросы
-
При возникновении вопросов и затруднений в процессе покупки электронных билетов (если вам не пришло электронное письмо с файлом билета или вы его потеряли/случайно удалили) для оперативного их решения обращайтесь в службу поддержки билетного оператора ИНТИКЕТС (+7 (495) 225-54-22)
-
Для посещения мероприятия необходимо предъявить электронный билет либо в виде распеченного бланка либо в виде PDF-документа с читаемым штрихкодом/QR-кодом на экране мобильного устройства. Исключением является время отсутствия интернета, когда контролеры не могут считать ваш QR-код сканером. В этом случае Вас попросят распечатать билет в кассе театра.
-
Возврат билетов по инициативе зрителя возможен по заявлению зрителя в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ от 18.07.2019 г. При этом возвращается:
• не позднее 10 дней до мероприятия — 100% от стоимости;
• менее 10 дней, но не позднее 5 дней до дня мероприятия — 50% от стоимости;
• менее 5 дней, но не позднее 3 дней до дня мероприятия — 30% от стоимости;
• менее 3 дней до дня мероприятия возврат не осуществляется.
Возврат билетов происходит по месту приобретения.
Чтобы оформить возврат через кассу театра, вам необходимо предоставить заявление о возврате, оригинал неиспользованного билета, кассовый чек, а также сопутствующие документы при необходимости. Срок принятия решения о возврате не превышает 10-ти дней со дня приема заявления. В случае положительного решения Театр осуществляет возврат денежных средств не позднее 10-ти дней со дня принятия решения.
Для возврата электронных билетов, приобретенных на официальном сайте Театра, необходимо воспользоваться сервисом возврата билетов.
В случае приобретения электронных билетов, а также билетов с использованием банковских карт на сайте и в кассе театра, срок возврата денежных средств за такие билеты может быть увеличен до 45 дней.
Если мероприятие отменено по инициативе Театра, то возврат билета осуществляется по полной стоимости. Для решения вопроса в частном порядке можно связаться с администратором.
С более подробной информацией о порядке возврата билетов вы можете ознакомиться прочитав «Правила продажи театральных билетов». -
Для посещения спектаклей ребенку до 3-х лет билет не нужен, так как он занимает одно место с сопровождающим. По достижению 3-х летнего возраста билет полагается и ребенку и сопровождающему.
-
Приобрести билет по Пушкинской карте можно на сайте Театра. При оплате необходимо указать «Пушкинской картой».
Поздравляю наш замечательный Норильский драматический театр с премьерой! Просмотр первого показа (09.11.) спектакля "Ревизор" оставил неизгладимое впечатление о высоком мастерстве всего коллектива. Декорации, музыка, свет, любимые актеры, режиссура - сразу поразили кропотливой работой над произведением. Благодарю за полученные эмоции. Вы как всегда великолепны, БРАВО!
Норильский Заполярный театр драмы, сначала хотел написать просто: норм или что-то в этом духе. После спектакля оказалось, что прямо хочется с кем то поделиться. Ловите😁 Для премьеры круто. Поздравляю всех. Даже себя, что успел😊 актёры молодцы👍 с интерпретацией, опять не согласен😂 но тем интереснее. Мне и не только, показалось, что много длинных монологов. В первом акте у Хлестакова монолог вообще минут 15 был. В итоге несколько человек вокруг нас на второй акт не вернулись. Классный приём получился, когда в первом акте была музыкальная вставка. Или две? Все взбодрились, опять внимание включилось. Замечание не по спектаклю, а вообще. На последних рядах плохо слышно актёров. Сейчас билеты были на 10 ряд и местами приходилось прям вслушиваться. А некоторые реплики мы просто не разобрали. Такое же впечатление у меня было, когда я как-то опоздал на спектакль и первый акт смотрел с последнего ряда. Там вообще половины слов не расслышал. Тогда списал на то, что театр не местный и они просто не умеют как наши😊Вообще мы обычно сидим рядом со сценой. Поэтому звук всегда нравился. Может просто привыкли к хорошему?😊А ещё мне не хватило близости со сценой, в том плане, что ты видишь там каждую эмоцию. Каждый взгляд... На будущее учту эти моменты и будем брать билеты только в первые ряды. Хотя на декабрь опять билетов на галёрке набрали😁 близко не было. Бабаянц, конечно, в очередной раз меня удивила. Насколько она разная бывает в разных постановках. Вот это её: "выйди прочь!" и вообще весь образ... Получилось ярко. Варвара! Отдельный вам почёт и уважение💪😊 теперь из-за вас на "Ох уж эта Анна" опять придётся идти😊Сцена, где женщина даёт взятку в 500 рублей... Оставила след. Резюме. Получилось интересно. Серьезнее, чем я ожидал. Давно не видел, что бы была такая тишина при полном зале и так долго. Через пару лет хочу сходить снова. Когда актёры уже будут на сцене ещё куражиться немного, как во всех старых спектаклях. Но это уже совсем другая история.
Потрясающая, умная, тонкая работа! Спасибо!